canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Однополая дружба подростков. Особенности однополой дружбы.

VII. 3. Любовь и дружба юношей и девушек (однополая дружба)

В анкете, с помощью которой изучались дружеские отно­шения ленинградских старшеклассников, была специальная шка­ла легкости в общении. Учащиеся отвечали на вопрос: «В общении с кем вы чувствуете себя наиболее уверенно и свободно?» Кроме друзей, родственников и учителей, в ответах фигуриро­вали также сверстники своего и противоположного пола. Как и предполагалось, общение со сверстниками противоположного пола оказалось значительно более напряженным, чем со всеми остальными лицами (за исключением учителей). Причем эта напряженность у мальчиков возрастает от VII класса к VIII, а у девочек — от VIII к IX. Однако в целом девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно, чем юно­ши с девушками.

Характерно в этой связи отношение юношей и девушек к разнополой дружбе. На вопрос: «Возможна ли, по-вашему, настоя­щая дружба (без влюбленности) между юношей и девушкой?»— утвердительно отвечают свыше трех четвертей учащихся VII—X классов. Но с возрастом сомнения усиливаются и уже свыше половины ленинградских юношей-студентов ответили на этот вопрос отрицательно. При ответах на вопрос: «Кого вы предпочли бы иметь своим другом — юношу или девушку?»— доля девушек, выбравших друга противоположного пола, во всех возрастах выше, чем доля юношей, причем с возрастом эта разница увеличивается. Сходные результаты получены В. Г. Карпиковым у сельских школьников Орловской области, Б. Заззо во Франции и др.

Это связано, видимо, не только с разницей в темпах созревания, но и с тем, что юноши строже, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу. Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность в любви. Друзей противоположного пола у старшеклассников зна­чительно меньше, чем друзей своего пола: 57 процентов ленин­градских девятиклассников сказали, что вообще не имеют дру­зей-девушек, а 46 процентов девятиклассниц — друзей-юношей (на селе такие ответы составляют 53 и 34 процента). Еще реже называют лиц противоположного пола в качестве ближайших друзей.

Соотношение дружбы и любви представляет в юности слож­ную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. По данным И. С. Кона и В. A. Лосенкова, юноши-девятиклассники, ориентированные на экстен­сивное групповое общение, как правило, не выбирают в качест­ве идеального друга девушку и в первом круге их реального общения преобладают юноши. Напротив, тот, кто в качестве идеального друга предпочитает девушку, обычно имеет меньше друзей своего пола, склонен считать «настоящую дружбу» ред­кой и отличается повышенной рефлексивностью. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой друж­бы, друг становится скорее добрым товарищем.

С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в начале юности главным конфидантом обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый или лю­бимая. Сочетание духовного общения с физической близостью допускает максимальное самораскрытие, на которое только способна личность. Юноша 16—18 лет еще может довольство­ваться обществом друзей своего пола. В более старшем возрасте отсутствие интимного (разумеется, не только сексуального) кон­такта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе.

Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с мно­жеством моральных проблем, начиная с ритуала ухаживания и объяснения в любви и кончая проблемами нравственной са­модисциплины и ответственности. Старшеклассники остро нуж­даются в помощи старших, прежде всего родителей и учителей. Но одновременно молодые люди хотят — и имеют на это полное право! — оградить свой интимный мир от бесцеремонного втор­жения и подглядывания. В. А. Сухомлинский совершенно спра­ведливо требовал «изгнать из школы нескромные и ненужные разговоры о любви воспитанников. Ни одного слова о том, кто в кого влюбился. Ни малейшего намека на то, что один пятнадцатилетний подросток назвал «ощупыванием сердца желез­ными рукавицами». Любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим и неприкосновеннейшим» [1].

_________________________________________________________________________________

[1] Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., Молодая гвардия, 1971, с. 223.

психологическая близость – предыдущая | следующая – половая конституция

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога в психологическом центре Просвет.

Яндекс.Метрика