Актуальная способность «Обязательность, точность, совестливость».
Понятие и развитие: об обязательности мы говорим тогда, когда можем положиться на человека. Даже в наше отсутствие он выполнит задание условленным образом и не обманет наших ожиданий. Точность означает, что задание выполняется так, как было оговорено. Чем выше точность, тем меньше вероятность ошибок. Совестливость – это внутренний масштаб точности, тщательности и корректности. О совестливости говорят, если деятельность соответствует этому внутреннему представлению, то есть работа сделана на совесть.
Как об этом спрашивают: Кто из Вас больше ценит обязательность? Склонны ли Вы или Ваш партнер делать все безошибочно точно? Есть ли или были ли у Вас проблемы в связи с обязательностью, точностью, добросовестностью? Так же точно Вы выполняете свою работу в отсутствие Вашего шефа, как и тогда, когда он присутствует? Как Вы себя чувствуете, если Ваш партнер необязателен по отношению к Вам? Можете ли Вы привести примеры? Кто из Ваших родителей больше ценил обязательность и точность? Как реагировали Ваши родители, если Вы выполняли работу не очень точно?
Синонимы и расстройства: аккуратность; педантичность; точность; положиться на него; понадеяться; основательность; перфекционизм. — Обстоятельность, недостаточная гибкость, поверхностность, крах доверия, страх перед неудачей, социальные и профессиональные конфликты, навязчивые представления, навязчивые действия, разочарование, перегрузки, депрессия, чувство вины, бессонница, бесплодные мечтания.
Особенности поведения: обязательности и самостоятельной работе не учат в достаточной степени (отрицательная симптоматика); большие задачи приводят к перегрузкам, поэтому лучше давать небольшие задания, чаще осуществляя контроль. Человек научился выполнять сверхточно определенную работу, другие сферы остаются при этом в тени (положительная симптоматика): медленно подключать новые сферы, прежде всего первичные способности. Обязательность и точность проявляются лишь иногда (непоследовательное поведение); стремления к общению проявляются с абсолютной настойчивостью, чтобы скоро вновь угаснуть, например: пациент звонит, хочет договориться о срочной встрече, но тем не менее не приходит или приходит не вовремя. Не подчиняться навязываемым встречам, а назначать время самим.
Ступень 5: расширение системы целей
На этой ступени после 20 сеансов терапии пациентка почувствовала себя субъективно и объективно значительно лучше. Она была в состоянии видеть взаимосвязь между своими запорами, другими расстройствами и всеми другими событиями. Это расширение ее кругозора помогло ей сформулировать желания и предположения на ближайшие 3 — 5 лет:
- выйти замуж, иметь детей, жить семейной жизнью;
- я с 13 лет мечтаю иметь большой собственный сад;
- иметь работу, которая дает мне ощущение экзистенциальной надежности независимо от семьи, других людей и окружающего;
- улучшение ситуации в мире, мир там, где сейчас война, большая человечность людей, сострадание, религиозность (добровольная);
- я мечтаю так развить свою веру, свою любовь к Богу, чтобы независимо от прочих событий и обстоятельств я могла черпать из этого силу, умиротворение и жизнелюбие;
- я хотела бы, наконец, обрести чистую кожу, поскольку кожное заболевание ограничивает мои настроение и контакты.
Существенным аспектом реализации ее целей на будущее были размышления на темы расставания, потери и смерти. Пациентка, помимо прочего, написала:
Сильнее всех других высказываний о смерти, какие я читала или слышала когда-либо, меня поразило стихотворение Рильке «Познание смерти». Мы ничего не знаем «про уход раз навсегда ушедших», начинает Рильке. И это уже первая проблема. Стремительность нашей жизни диктует нам темп, ясное, логическое мышление, а не покой и погружение, которые могут позволить нам развить зрелое отношение к смерти. Смерть — это лишь «Уход раз навсегда ушедших».
С этой точки зрения все, что мы делаем здесь, становится лишь «театром». Мы играем наши роли, и смерть тоже играет от своего лица. И тревоги о том, что мы тоже уйдем, кажется, становятся главной ролью каждого человека. И эта «картинная действительность» рушится в человеке при познании смерти, и это нельзя придумать или установить, облечь в заученные предложения и передать дальше как тезис, это открытие каждый делает сам. Эта действительность со всем кажущимся или меняющимся есть единственная действительность, больше ничего. Тогда она «снисходит» к нам «как знание», и только это есть истинное знание, а не то, чему учат в университетах. Я верю, нет лучшего выражения для зрелого познания проблемы смерти, чем «И в те минуты мы самозабвенно играем жизнь, не думая о славе».
Каждый человек, таким образом, более или менее близок к тому, чтобы установить зрелое отношение к своей роли в игре жизни и к смерти. Я сама вижу себя еще дальше от этого, когда вспоминаю, что с детства ничего не могла делать, «не думая о славе», не стремясь к признанию».
Приложение: опросник к обстипации
Ф.И.О.____________________________ №__________________ Дата_
Тело/ощущения — профессия/деятельность — контакты – фантазии / будущее
1) Бывает ли у Вас иногда ощущение, что Вы «не можете дойти до горшка», «не можете ни назад, ни вперед», «попадаете в затруднительное положение» («бываете в тупике»), «останавливаетесь на пороге (в дверях)» идя в туалет?
2) Можете ли Вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки относительно Вашего заболевания? Что это за пословицы?
3) Имеете ли Вы привычку опорожнять кишечник только в строго определенные часы, а в других случаях сдерживаться? Курите ли Вы после туалета?
4) Вы очень следите за чистотой и гигиеной? Претит ли Вам посещать чужой туалет?
5) Часто ли у Вас нет времени, чтобы сходить в туалет? Подавляете ли Вы в таких случаях свою потребность?
6) Регулярно ли принимаете Вы назначенные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как они действуют, что Вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?
7) Практикуете ли Вы интервальный тренинг?
8) Открыто ли Вы выражаете свое мнение у себя на работе или скрываете, утаиваете свои мысли?
9) Воздерживаетесь ли Вы от замечаний, которые бы охотно сделали? По какой причине (учтивость/прямота, контакты)?
10) Имеете ли тенденцию «сдерживаться» вместо того, чтобы «израсходоваться» ?
11) Часто ли Вы находите причину поворчать, быть недовольным?
12) Склонны ли Вы ставить потребности других людей выше, чем Ваши собственные, сдерживаться (учтивость)?
13) Щедры ли Вы в финансовом отношении или «считаете каждую копейку», даже если в этом нет необходимости? Часто ли Вы приглашаете гостей? Щедры ли Вы при этом?
14) Ценятся ли в Вашей семье строгие, жесткие, «железные» правила? В отношении чего (актуальные способности)? Кто особенно следит за их выполнением?
15) Считаете ли Вы себя пессимистом, разочаровавшимся, недооцененным человеком?
16) Что для Вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смерти, жизни после смерти)?
17) Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведомые до сих пор сферы (тело/ощущения, профессия/деятельность, контакты, фантазия/будущее)?