Обстипация (продолжение)

Актуальная способность «Обязательность, точность, совестливость».

Понятие и развитие: об обязательности мы говорим тогда, когда можем по­ложиться на человека. Даже в наше отсутствие он выполнит задание условлен­ным образом и не обманет наших ожиданий. Точность означает, что задание вы­полняется так, как было оговорено. Чем выше точность, тем меньше вероятность ошибок. Совестливость – это внутренний масштаб точности, тщательности и кор­ректности. О совестливости говорят, если деятельность соответствует этому внут­реннему представлению, то есть работа сделана на совесть.

Как об этом спрашивают: Кто из Вас больше ценит обязательность? Склон­ны ли Вы или Ваш партнер делать все безошибочно точно? Есть ли или были ли у Вас проблемы в связи с обязательностью, точностью, добросовестностью? Так же точно Вы выполняете свою работу в отсутствие Вашего шефа, как и тогда, когда он присутствует? Как Вы себя чувствуете, если Ваш партнер необязателен по отноше­нию к Вам? Можете ли Вы привести примеры? Кто из Ваших родителей больше ценил обязательность и точность? Как реагировали Ваши родители, если Вы вы­полняли работу не очень точно?

Синонимы и расстройства: аккуратность; педантичность; точность; поло­житься на него; понадеяться; основательность; перфекционизм. — Обстоятель­ность, недостаточная гибкость, поверхностность, крах доверия, страх перед неуда­чей, социальные и профессиональные конфликты, навязчивые представления, навязчивые действия, разочарование, перегрузки, депрессия, чувство вины, бес­сонница, бесплодные мечтания.

Особенности поведения: обязательности и самостоятельной работе не учат в достаточной степени (отрицательная симптоматика); большие задачи приводят к перегрузкам, поэтому лучше давать небольшие задания, чаще осуществляя кон­троль. Человек научился выполнять сверхточно определенную работу, другие сфе­ры остаются при этом в тени (положительная симптоматика): медленно подклю­чать новые сферы, прежде всего первичные способности. Обязательность и точность проявляются лишь иногда (непоследовательное поведение); стремления к общению проявляются с абсолютной настойчивостью, чтобы скоро вновь угаснуть, напри­мер: пациент звонит, хочет договориться о срочной встрече, но тем не менее не приходит или приходит не вовремя. Не подчиняться навязываемым встречам, а назначать время самим.

Ступень 5: расширение системы целей

На этой ступени после 20 сеансов терапии пациентка почувствовала себя субъ­ективно и объективно значительно лучше. Она была в состоянии видеть взаимо­связь между своими запорами, другими расстройствами и всеми другими событи­ями. Это расширение ее кругозора помогло ей сформулировать желания и предпо­ложения на ближайшие 3 — 5 лет:

  • выйти замуж, иметь детей, жить семейной жизнью;
  • я с 13 лет мечтаю иметь большой собственный сад;
  • иметь работу, которая дает мне ощущение экзистенциальной надежности независимо от семьи, других людей и окружающего;
  • улучшение ситуации в мире, мир там, где сейчас война, большая человеч­ность людей, сострадание, религиозность (добровольная);
  • я мечтаю так развить свою веру, свою любовь к Богу, чтобы независимо от прочих событий и обстоятельств я могла черпать из этого силу, умиротво­рение и жизнелюбие;
  • я хотела бы, наконец, обрести чистую кожу, поскольку кожное заболева­ние ограничивает мои настроение и контакты.

Существенным аспектом реализации ее целей на будущее были размышления на темы расставания, потери и смерти. Пациентка, помимо прочего, написала:

Сильнее всех других высказываний о смерти, какие я читала или слышала когда-либо, меня поразило стихотворение Рильке «Познание смерти». Мы ничего не знаем «про уход раз навсегда ушедших», начинает Рильке. И это уже первая проблема. Стремительность нашей жизни диктует нам темп, ясное, логическое мышление, а не покой и погружение, которые могут позволить нам развить зрелое отношение к смерти. Смерть — это лишь «Уход раз навсегда ушедших».

С этой точки зрения все, что мы делаем здесь, становится лишь «театром». Мы играем наши роли, и смерть тоже играет от своего лица. И тревоги о том, что мы тоже уйдем, ка­жется, становятся главной ролью каждого человека. И эта «картинная действительность» рушится в человеке при познании смерти, и это нельзя придумать или установить, облечь в заученные предложения и передать дальше как тезис, это открытие каждый делает сам. Эта действительность со всем кажущимся или меняющимся есть единственная действи­тельность, больше ничего. Тогда она «снисходит» к нам «как знание», и только это есть истинное знание, а не то, чему учат в университетах. Я верю, нет лучшего выражения для зрелого познания проблемы смерти, чем «И в те минуты мы самозабвенно играем жизнь, не думая о славе».

Каждый человек, таким образом, более или менее близок к тому, чтобы установить зрелое отношение к своей роли в игре жизни и к смерти. Я сама вижу себя еще дальше от этого, когда вспоминаю, что с детства ничего не могла делать, «не думая о славе», не стре­мясь к признанию».

Приложение: опросник к обстипации

Ф.И.О.____________________________ №__________________ Дата_

Тело/ощущения — профессия/деятельность — контакты – фан­тазии / будущее

1) Бывает ли у Вас иногда ощущение, что Вы «не можете дойти до горш­ка», «не можете ни назад, ни вперед», «попадаете в затруднительное положение» («бываете в тупике»), «останавливаетесь на пороге (в две­рях)» идя в туалет?

2) Можете ли Вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы и поговорки от­носительно Вашего заболевания? Что это за пословицы?

3) Имеете ли Вы привычку опорожнять кишечник только в строго опреде­ленные часы, а в других случаях сдерживаться? Курите ли Вы после ту­алета?

4) Вы очень следите за чистотой и гигиеной? Претит ли Вам посещать чу­жой туалет?

5) Часто ли у Вас нет времени, чтобы сходить в туалет? Подавляете ли Вы в таких случаях свою потребность?

6) Регулярно ли принимаете Вы назначенные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как они действуют, что Вы можете от них ожидать и какие возможны побочные эффекты?

7) Практикуете ли Вы интервальный тренинг?

8) Открыто ли Вы выражаете свое мнение у себя на работе или скрываете, утаиваете свои мысли?

9) Воздерживаетесь ли Вы от замечаний, которые бы охотно сделали? По какой причине (учтивость/прямота, контакты)?

10) Имеете ли тенденцию «сдерживаться» вместо того, чтобы «израсходо­ваться» ?

11)  Часто ли Вы находите причину поворчать, быть недовольным?

12) Склонны ли Вы ставить потребности других людей выше, чем Ваши соб­ственные, сдерживаться (учтивость)?

13) Щедры ли Вы в финансовом отношении или «считаете каждую копей­ку», даже если в этом нет необходимости? Часто ли Вы приглашаете гостей? Щедры ли Вы при этом?

14) Ценятся ли в Вашей семье строгие, жесткие, «железные» правила? В отношении чего (актуальные способности)? Кто особенно следит за их выполнением?

15) Считаете ли Вы себя пессимистом, разочаровавшимся, недооцененным человеком?

16) Что для Вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смерти, жизни после смерти)?

17) Можете ли Вы воспринимать свое страдание как шанс познать неведо­мые до сих пор сферы (тело/ощущения, профессия/деятельность, кон­такты, фантазия/будущее)?

Защищенность – предыдущая | следующая –

Психосоматика и позитивная психотерапия