canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Общество сверстников как фактор социализации. Понятие «общество сверстников».

V. 1. Общество сверстников как фактор социализации

Разновозрастные группы обладают и своей психологической спецификой. Еще А. С. Макаренко отмечал преимущества раз­новозрастных коллективов с точки зрения большего разнообра­зия социальных ролей и человеческих взаимоотношений. Экспе­риментальные исследования под руководством Л. И. У майского с разновозрастными отрядами в школах-интернатах показали, что разновозрастные группы более эффективны при решении целого ряда коллективных задач и повышают уровень общест­венной активности учащихся. Причем оптимальный диапазон разновозрастности различен в зависимости от вида деятель­ности.

Неоднозначно и понятие «общество сверстников». В одних случаях имеется в виду широкая, неструктурированная, часто только подразумеваемая (иногда далже иллюзорная) общность возрастно-специфических черт поведения и ценностных ориентаций, которую социологи называют юношеской субкультурой. Юноши 16 лет могут быть незнакомы друг с другом, жить в разных городах и тем не менее увлекаться одними и теми же книгами, пластинками, танцевать одни и те же танцы и т. д. Эту специфику «молодежной публики» и ее внутренние возраст­ные градации необходимо учитывать как в сфере производства, рассчитанного на молодежного потребителя, так и в деле вос­питания. В других случаях «общество сверстников» трактуется более узко — как определенная социально-психологическая груп­па. Но понятие группы тоже достаточно многозначно.

Прежде всего нужно различать группы принадлежности (или группы членства), в которых состоит данный индивид (школь­ный класс, комсомольская организация, спортивная команда и т. д.), и референтные группы, на которые он мысленно ори­ентируется и с которыми соотносит свое поведение и самооцен­ку. Эти типы групп далеко не всегда совпадают. Например, ре­ферентной группой подростка может быть компания старше­классников, к которой он ие принадлежит.

Далее, необходимо разграничивать спонтанные, диффузные группы-ассоциации и организованные группы-коллективы. Со­гласно концепции Л. В. Петровского, «в диффузной группе опре­деляющими являются непосредственные отношения и непосред­ственное взаимодействие между индивидами (эмоциональные контакты, податливость или сопротивление групповому воздей­ствию, сенсомоторная или психофизиологическая совместимость и т. п.)». Напротив, «в коллективе в качестве определяющих вы­ступают взаимодействие и взаимопонимание людей, опосред­ствованные целями, задачами совместной деятельности, т. е. ее реальным содержанием. С этой точки зрения коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общест­венно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности» [1].

«Общество сверстников», в рамках и под влиянием которо­го формируется личность старшеклассника, реально существует и двух качественно различных формах: 1) в форме организован­ных и прямо или косвенно направляемых взрослыми коллекти­вов и 2) в форме стихийно складывающихся более или менее диффузных групп общения, приятельских компаний и т. п. Их состав, структура и функции существенно различны.

V. 2. Личность в организованном коллективе (школьный класс и комсомольская организация)

Важнейший коллектив, к которому принадлежит старшекласс­ник и под влиянием которого формируется его личность — эго школьный класс и его ядро — комсомольская организация. Уче­нический коллектив, замечает Л. И. Новикова, с одной сторо­ны— «функция педагогических усилий взрослых, так как про­ектируется взрослыми и развивается под их прямыми и косвен­ными непосредственными или опосредствованными влияниями. С другой стороны — он спонтанно развивающееся явление, так как дети нуждаются в общении и вступают в общение отнюдь не только по установленным взрослыми рецептам.

Эга двойственность находит свое выражение в двойственной структуре коллектива: формальной, определяемой через задан­ную организационную структуру, систему делового общения, на­бор деятельностей, и неформальной, складывающейся в процес­се свободного общения детей» [2].

Уровень коллективной жизни у старшеклассников значи­тельно выше, чем у подростков. Прежде всего повышается социальный уровень целей и обогащается содержание совместной деятельности, составляющей стержень коллективной жизни. От­ношение к коллективу и собственное положение в нем — один из важнейших критериев юношеской оценки товарищей и само­оценки. Наряду с учебой и организацией досуга, коллектив стар­шеклассников ставит своей целью расширение общественно-по­литических горизонтов юношей и девушек и вовлечение их в общественно полезную трудовую деятельность. Старшеклассник должен чувствовать, что он работает не только на себя, но и приносит ощутимую пользу другим. Причем эти задачи должны быть подлинными и достаточно серьезными. Сосредоточение коллектива исключительно на собственных, внутренних проб­лемах неминуемо снижает тонус коллективной жизни, которая начинает казаться старшекласснику слишком узкой и локальной.

_________________________________________________________________________________

[1] Петровский А. В Опыт построения социально-психологической кон­цепции групповой активности.— Вопр. психологии, 1973, №5, с. 77, 78.

[2] Новикова Л. И. О методологическом подходе в исследовании воспита­тельных коллективов. — В сб.: Измерения в исследовании проблем воспита­ния. Тарту, 1973, с. 16.

психологический климат – предыдущая | следующая – сплоченность

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика