canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Образ «я» у индиида. Становление устойчивого образа «я».

III. 3. Самосознание и образ «я» (образ «я»)

Формирование новой временной перспективы не всем дается легко. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто время остановилось. Как справедливо замечает Э. Эриксон, чувство остановки вре­мени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Юноша попеременно чувствует себя то очень молодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Надежда на личное бес­смертие или заменяющую ею бессмертную славу перемежается страхом старости.

Юношеские представления о возможностях разных эпох чело­веческой жизни еще крайне субъективны: 16-летнему 25-летний кажется уже старым, взрослость нередко отождествляется с не­подвижностью и обыденностью. Страстная жажда нового опыта может перемежаться со страхом перед жизнью, который у не­которых вызывает даже желание умереть. Расстройство вре­менной перспективы сказывается на самосознании и социаль­ном самоопределении личности.

Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «я», т. е. целостного пред­ставления о самом себе. Образ «я» (иногда его называют так­же «понятие «я» или «я-концепция») — сложное психологиче­ское явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределе­ние: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?» На этот вопрос трудно ответить «объективно», потому что каждый человек, в зависимости от контекста и ситуации, «видит», точ­нее, «конструирует» себя по-разному.

Образ «я» — не просто отражение (в форме представления или понятия) каких-то объективно данных и не зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвя­занных компонента: познавательный — знание себя, представ­ление о своих качествах и свойствах; эмоциональный — оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий — т. е. практическое отно­шение к себе, производное от первых двух компонентов.

Как меняется образ «я» с возрастом? Психологические ис­следования этой проблемы идут по нескольким направлениям. Прежде всего изучаются сдвиги в содержании образа «я» и его компонентов — какие качества сознаются лучше, как меняются с возрастом уровень и критерии самооцепок, какое значение придается внешности, а какое — умственным или моральным качествам и т. п. Далее, исследуется степень его достоверности и объективности. Наконец, прослеживается изменение струк­туры образа «я» в целом — степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъек­тивной значимости, контрастности, а также уровень самоува­жения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости; имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.

Свойства человека как индивида формируются и осознают­ся раньше, чем личностные свойства. Отсюда — неодинаковое соотношение «телесных» и морально-психологических компонен­тов «я». Подростки и юноши особенно чувствительны к особен­ностям своего тела и внешности, они сопоставляют свое разви­тие с развитием товарищей. Хорошей иллюстрацией этого мо­жет служить описание медицинского осмотра в кадетском кор­пусе в романе А. И. Куприна «Юнкера»:

«Кадеты быстро разделись донага и босиком подходили по очереди к доктору… Такой подробный осмотр производился обыкновенно в корпусе по четыре раза в год, и всегда он бывал для Александрова чем-то вроде беспечной и невинной забавы, тем более, что при нем всегда бывало испытание силы на разных силомерах — нечто вроде соперничества или состязания. Но по­чему теперь такими грубыми и такими отвратительными каза­лись ему прикосновения фельдшера к тайнам его тела?

И еще другое: один за другим проходили мимо него наги­шом давным-давно знакомые и привычные товарищи. С ними вместе сто раз мылся он в корпусной бане и купался в Москве-реке во время летних Коломенских лагерей. Боролись, плавали наперегонки, хвастались друг перед другом величиной и упругостью мускулов, но самое тело было только незаметной обо­лочкой, одинаковой у всех и ничуть не интересною.

И вот теперь Александров с недоумением заметил, чего он раньше не видел или на что почему-то не обращал внимания. Странными показались ему тела товарищей без одежды. Почти у всех из-под мышек росли и торчали наружу пучки черных и рыжих волос. У иных груди и ноги были покрыты мягкой шерстью. Это было внезапно и диковинно» [1].

Юноши и девушки придают важное значение тому, насколько их тело и внешность соответствуют стереотипному образцу «ма­скулинности» или «фемининностл». При этом юношеский эталон красоты и просто «приемлемой» внешности нередко бывает завышенным, нереалистическим.

_________________________________________________________________________________

[1] Куприн А. И. Юнкера. — Собр. соч. в 6-ти т. М, Гослитиздат, 1958, т. 6, с. 165—166

неизбежность смерти – предыдущая | следующая – уровень притяза­ний

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика