Яндекс.Метрика

IX. Нормальность и абнормальность личности

В своей книге мы не занимаемся психопатологией, но необходимо себе уяснить, что является, а что не является нормальным. Прежде всего можно констатировать, что понятия – абнормальность, анормальность, ненормальность, аномальность и соответствующие прилагательные (абнормальный, анормальный, ненормальный, аномальный и. т. п.) приме­няются очень небрежно.

Большинство авторов, задумавшихся над этими понятиями, исходи­ли из понятия норма: нормально то, что отвечает норме. То, что не отве­чает норме – является ненормальным, абнормальным. В нашей литера­туре понятием нормальности в последнее время занималась З. Сиржиштева и коллектив (1972). Лат показал, что норма может иметь значение статистическое, функциональное или нормативное. Статистическая норма определяет место индивида в популяции по отношению к стати­стическому среднему (нормальная и абнормальная величина), Функ­циональная норма определяется по отношению к выполнению или невыполнению функции какой-либо системы: например, если почки не выполняют свою функцию, то их функцию считаем ненормальной. Нормативная норма – это предварительно идеально установленная норма (что должно быть).

Статистическая норма уже давно предмет скепсиса. Финн Летоваара (1961) выбрал прекрасный пример зубного кариеса, который со ста­тистической точки зрения совершенно «нормальное» явление, но с точ­ки зрения здоровья представляет явление нежелательное. Оба следу­ющих понятия являются также предметом критики. Так все норматив­ные нормы, которые иногда называют «социокультурными», так как они зависят от общественных постулатов, одним обществом могут приз­наваться «нормативными», а другим обществом отрицаться или эти нормы вообще отрицают естественной норме, рядовой, как например, расовые нормы нацистской Германии.

Постулированные нормы, требования общества могут вступать в противоречия не только с рядовыми (обычными) общепринятыми объективно действительными для человека нормами (ведь в сущности речь идет об оптимальном функциональном определении бытия частич­ного во взаимосвязи с понятием бытия как целого), но могут вступать и в противоречие с индивидуальными нормами, которые приказывает человек сам себе – с индивидуальными постулатами. Этим определяют­ся и широкие возможности невротизации и конфликтов индивида с общественными формациями, начиная с семьи и кончая государством.

Что же в таком случае является характерным для нормальной пси­хической деятельности и для нормальной личности?

Сиржиштева, например, приводит следующее: 1. динамическое рав­новесие между личностью и средой; 2. динамическое равновесие у раз­личных психических процессов и деятельностей, особенно потребностей личности; 3. единый выборочный характер потребностей (выбор жизнен­ной цели); 4. относительное постоянство структуры личности в процессе ее развития и изменений; 5. динамическое равновесие между энергетическим потенциалом потребностей личности и ослаблением их напряже­ния. Противоположность или отсутствие этих признаков являются характерными для абнормальности.

Мы не считаем, например, что всегда должно быть реализовано ди­намическое равновесие между личностью и средой и несмотря на это, личность может быть вполне нормальной (великие революционеры, му­ченики истории), и наоборот, неуравновешенность различных видов психической деятельности и процессов, особенно потребностей, еще не обязательно ведет к абнормальности.

Наши собственные эксперименты и размышления привели нас к убеждению, что нормальность или абнормальность это не состояние, а непрерывный постоянный развивающийся процесс, в ходе которого личность как биопсихосоциальная единица стремится в каждый момент своего развития и путем многочисленных отношений в связи с внешней и внутренней средами достичь функциональный оптимум сохранения, развития, и самореализации. Позиция личности на континууме нормальность – абнормальность в каждый момент определяется изменениями: а) интегральных способностей личности, обеспечивающих адекватную реакцию на среду, б) интенсивностью, в) экстенсивностью, г) глубиной, д) длительностью и е) частотой изменений, которые дан­ную интегральную способность личности адекватно воспринимать, адекватно интерпретировать и адекватно реагировать на среду ослабляют, нарушают или портят.

Приведем конкретный пример:

Пятидесятилетняя женщина, проснувшись, видит, что открылась дверь комнаты, в которой, как правило, спала ее незамужная дочь; отту­да выходит свадебное шествие, ее дочь и жених дочери в свадебных на­рядах, улыбаются ей. Они проходят через ее комнату и покидают квар­тиру.