Яндекс.Метрика

Детские истерики: что с ними делать и как их избежать? (продолжение)

7. Недостаток общения с родителями

В силу высокой профессиональной занятости представителей современного общества наблюдается тенденция к уменьшению продолжительности и обеднению со­держания общения в семье, дефицит  теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновение действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми и общего досуга. При этом здесь важно не столько то, сколько времени родитель проводит с ребёнком, а то, насколько продуктивно и насыщенно для обоих сторон проходит это время. Няни и воспитатели, дополнительные занятия и секции не  могут заменить ребёнку полноценного общения с родителями и поэтому в данной ситуации нередко отмечаются негативные эмоциональные проявления.

 

8. Стиль общения и взаимодействия с ребёнком

Частое использование в общении с ребёнком распоряжений, приказаний, угроз, предупреждений, негативных оценок, осуждений, порицаний, «наклеивание ярлыков», чрезмерное морализирование делает коммуникацию родителя с ребёнком неэффективной и развивает у ребёнка чувство эмоционального отвержения, переживание дефицита любви и принятия, как следствие могут появиться негативные протестные реакции. Изменения в данном случае могут быть связаны с освоением родителями техник эффективной коммуникации, эмпатического слушания, развития умения чувствовать, понимать и уважать своего ребёнка.

 

9. Неблагополучный характер эмоциональных отношений в семье

Капризы, истерики, протестные реакции детей часто возникают в ситуации, когда мать испытывает к своему ребёнку амбивалентное эмоциональное отношение, отмечается сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви. Такие родители, как правило, реализуют противоречивый, непоследовательный тип воспитания. Безусловно, всё это наносит существенный вред эмоциональному благополучию ребёнка, такие дети лишены чувства безопасности, защищённости в семье, как правило у них формируется тревожно-амбивалентный паттерн привязанности к матери, они оказываются вынуждены постоянно испытывать своих родителей, проверять их надёжность, и в ход обычно идут самые провокационные средства – плач, истерики и т.п. Особенно ярко весь этот симптомокомплекс проявляется в ситуации разрыва, пусть даже недолгого, с матерью, такие дети очень боятся отпустить от себя маму. И эти реакции вполне объяснимы: ребёнок не знает, что ожидать от такой матери, и поэтому реагирует на всякий случай, пытается себя заранее, всеми возможными средствами обезопасить. В данном случае мы рекомендуем индивидуальную психотерапевтическую работу с матерью ребёнка.

Кроме того, негативные эмоциональные реакции ребёнка могут быть отражением проблем в супружеских отношениях, в данном случае эмоциональная сфера ребёнка является как бы зеркалом отношений его родителей. Истерики, капризы в данном случае являются средством снятия напряжения, накопленного в семье.

 

10. Воспитание по типу потворствования

При данном стиле воспитания все потребности, желания ребёнка немедленно удовлетворяются. Ребёнок привыкает к ситуации быстрого и полного удовлетворения всех потребностей и малейшая фрустрация вызывает у него яркую протестную реакцию, требования тут же реализовать его желания. Возможны 2 сценария развития детско-родительских отношений:

– Потворствующая гипопротекция: в основе лежит недостаток любви и принятия, постоянное удовлетворение всех желаний ребёнка  является средством компенсировать родителем свою нелюбовь к ребёнку

– Потворствующая гиперпротекция: в данном случае ребёнка любят и принимают, ему уделяется очень много времени, все потребность предугадываются и удовлетворяются. Практически отсутствуют требования и запреты, система контроля не простроена.

И первый и второй варианты являются дисгармоничными типами воспитания и ведут к накоплению негативных эмоциональных реакций, и поэтому требуют коррекции.

 

11. Непоследовательный, противоречивый стиль воспитания

Непоследовательность в воспитании ребёнка может быть связана как с уже упоминавшейся амбивалентностью в отношении матери к ребёнку, так и с личностной незрелостью родителей, несформированностью родительской позиции.

Противоречивый стиль воспитания ребёнка – нередкая ситуация в семьях, где в воспитании ребёнка участвуют не только родители, но и бабушки, дедушки и другие родственники, которые не всегда стараются согласовать свои воспитательные подходы с позицией родителей ребёнка. Наиболее неблагоприятной является ситуация, когда расходятся представления о методах воспитания между отцом и матерью ребёнка. Ребёнок в данном случае находится в напряжённой ситуации двойных стандартов и нередко реагируют на неё протестными эмоциональными реакциями.

возрастные периоды -предыдущая | следующая- социальный контроль

Статьи по психологии

____________

Автор: Сутулина Анна, детский психолог, специалист в лечении детских истерик.

Запись на консультацию к детскому психологу Сутулиной Анне.