Яндекс.Метрика

Этиология и патогенез (продолжение)

Причины неврастении. Наиболее частой причиной бывает срыв при попытке выполнить непосильную задачу с субъективно тягостным отказом от заманчивой цели. Уход в болезнь служит оправданием для такого отказа для самого себя. Роль «переутомления», на которое обычно ссылаются, весьма условна — это скорее перенапряжение, чем переутомление,— обычный отдых не восстанавливает сил. Если же ценой невероятных усилий цель все же бывает достигнута (например, удалось пройти по конкурсу в престижное учебное заведение), то неврастения не развивается, несмотря на крайнее утомление. Зато она часто возникает, когда «поступили не туда, куда хотели».

Наиболее частыми «поставщиками» неврастении бывают подростки с астеноневротической и лабильной акцентуациями характера. Но иногда неврастеническую реакцию можно увидеть при других акцентуациях, даже при гипертимной (например, при вынужденном ограничении активности и контактов). Неврастеническая реакция может развиваться даже у конформных подростков, когда они чувствуют себя не на высоте по сравнению с принятыми у сверстников стандартами.

Причины обсессивно-фобического невроза. Здесь психогенез состоит в конфликте между чрезмерно высокими, невыполнимыми в обыденной жизни требованиями (прежде всего к самому себе) и невозможностью их претворить на деле. Невроз возникает при ударе по чувству долга, ответственности, морали. Наиболее предрасположенными являются психастеническая и сенситивная акцентуации характера.

Как известно, психогенез обсессий и фобий со времен 3. Фрейда служит одной из излюбленных тем для психоаналитических толкований. Навязчивости рассматриваются как «субституция», т. е. замена символическими действиями реальных поступков или движений, которые больной не хочет, стыдится или боится совершить. За всем этим якобы стоит инфантильная сексуальность.

Например, с такой точки зрения, навязчивое мытье рук — это символическое очищение от греха, которым чаще всего является онанизм.

И. П. Павлов видел в навязчивости образование инертных, патологи­чески устойчивых, не поддающихся угашению условных рефлексов. Такие рефлексы, несомненно, являются тем элементарным физиологическим механиз­мом, по которому навязчивости формируются. Однако для психотерапии навязчивости нуждаются не только в физиологическом, но и в содержа­тельном, психогенетическом анализе [Мясищев В. Н., 1960]. Тот же пример с навязчивым мытьем рук и онанизмом у подростка может быть понят без психоаналитической «субституции». После мастурбации подросток опасается, что запах спермы может его выдать. Мытье рук вследствие этого падает на момент наибольшего обострения угрызений совести, самоукоров, т. е. на момент наивысшего напряжения отрицательной эмоции. Это напряженне постепенно спа­дает само по себе.

Здесь может возникнуть условнорефлекторная связь — определенное действие и снятие тягостного напряжения. Навязчивое мытье рук может возникнуть, конечно, не только в связи с онанизмом, но и из опасения заражения. И наоборот, даже при тяжелой личностной реакции на онанизм далеко не всегда появляется навязчивое мытье рук.

Таким образом, между навязчивостью как симптомом и психогенным фак­тором нет жесткой связи, как это следует из психоаналитической теории.

Причины истерического невроза. Основой здесь является конфликт иного рода: столкновение высокого уровня притязаний и невозможности его достигнуть при отсутствии всякого намерения отказаться от престижной цели. При этом вина за неудачу всегда перекладывается на других, реальные трудности и свои возможности критически не оцениваются.

В современной патопсихологической литературе распространялось иное суждение: якобы истерической личности присущ низкий уровень притязаний, а психастеникам, наоборот, высокий. Это заключение строится на основании результатов одного довольно примитивного теста, претендующего на определе­ние уровня притязаний. Возможно, что истероид при выполнении этого теста стремится облегчить себе работу, как он обычно и поступает в реальной жизни, а психастеник относится к его выполнению со свойственным ему высоким чувством ответственности. Клинический опыт, во всяком случае, полностью расходится с результатами этого теста.

Как указывалось, истерический невроз развивается не только на почве истероидной акцентуации, но и в тех случаях, когда истероидные черты дополняют другие типы (лабильно-истероидная, эпилептоидно-истероидная, шизоидно-истероидная, гипертимно-истероидная акцентуации характера). Присоединение этих черт нередко бывает следствием неправильного воспитания по типу потворствующей гиперпротекции («кумир семьи»).

 

Лечение и профилактика

Главное средство лечения неврозов — психотерапия. Лекарства всегда имеют только вспомогательное значение. С их помощью можно снять эмоциональное напряжение, раздражительность, возбудимость.

Транквилизаторы (тазепам, элениум, мепробамат и др.) могут быть использованы при неврастении, реже при обсессивно-фобическом неврозе и менее всего при истерии.

Цель психотерапии — разрешить конфликтную ситуацию наиболее рациональным путем. Психотерапия у подростка всегда начинается с установления индивидуального контакта. Эта задача облегчается, если учитывается тип акцентуации характера [Лич­но А. Е., Богдановская Л. Б., Эйдемиллер Э. Г., 1973]. Далее необходимо выяснить сущность конфликта. После этого приступают к разрешению конфликтной ситуации, ис­пользуя для этого как индивидуальную, так и семейную, а иногда и групповую психотерапию. Разрешение конфликта может дости­гаться разными путями: обесцениванием недостижимой цели, созданием новых, заманчивых, но реальных перспектив, отыска­нием интересных форм деятельности, способных отвлечь от невы­полнимых задач и направить притязания по коллатеральному пути.

Приемы, которыми решаются эти психотерапевтические задачи, и особенности использования разных психотерапевтических методов в подростковом возрасте изложены в первой части книги (гл. VII).

Помимо психотерапии необходимо обратить внимание на оздо­ровление условий жизни — гигиенический режим, достаточный отдых, чередование физических и умственных занятий. Спорт особенно показан при обсессивно-фобическом неврозе, причем начинать надо с таких видов, которые не требуют ловкости, контакта с товарищами в игре, не «истязают» чувства от­ветственности, т. е. с бега, прыжков, лыж, велосипеда, гимнастики с постепенным переходом к спортивными играм.

Лечение неврозов у подростков, как правило, должно осуществ­ляться амбулаторно или с использованием режима частичной госпитализации (ночной профилакторий, дневной стационар). Стационарное лечение, особенно длительное, нерационально — подросток, страдающий неврозом, должен продолжать учиться или работать.

Создание специальных отделений санаторного типа для под­ростков [Драпкин Б. 3., 1976] оправдано, когда пребывание в них не ограничивается лечением, отдыхом и организованными развле­чениями, а сопряжено с продолжением учебы и необходимостью нести определенные трудовые обязанности (самообслуживание, работа в мастерских и т. п.).

Профилактика неврозов у подростков, помимо общего оздоровления режима, состоит в том, чтобы научить подростка избегать действия тех психогенных факторов, в отноше­нии которых при его типе акцентуации характера уязвимость наиболее высока.

Решающее значение имеет также ситуация в семье — в гармо­ничных семьях неврозов у подростков встречать практически не приходится.

энурез – предыдущая | следующая – степень тяжести

Подростковая психиатрия. Содержание.