Яндекс.Метрика

Немного об истории психотерапии.

Что же такое психотерапия? Страдающий человек решает призвать на помощь другого человека. Он обра­щается к определенному лицу, ибо в силу усвоенной обществом традиции верит, что это лицо обладает зна­ниями и умением лечить. Вера является предваритель­ным условием для того, чтобы могли осуществиться изменения.

Эта вера оказывается порой достаточной сама по се­бе. Мы называем такой случай эффектом плацебо. Из­вестно, например, что нейтральное средство, в лечебные свойства которого верит больной, способно иной раз устранить симптом. На деле плацебо всегда предполагает участие другого лица, которое его прописывает. Даже если этот другой не присутствует физически, имеется какая-то символическая замена: наука, меди­цинское учреждение и т. п. Плацебо представляет собой косвенное внушение.

Иногда терапевтический процесс принимает форму прямого внушения: «Встань и иди». Так, например, устраняют бородавки путем простого словесного прика­зания, заверяя пациента, что в указанный день они ис­чезнут.

Употребленное нами слово «внушение» весьма не­точно и часто имеет различные значения. Бернгейм, первым широко применявший этот термин, определил его следующим образом: «Мысль, возникшая у гипно­тизера, воспринятая гипнотизируемым и усвоенная его мозгом…» (1886). С тех пор смысл этого слова расширился, и теперь оно может обозначать любую форму влияния. Когда мы говорим, что излечение до­стигнуто благодаря внушению, это означает, что изле­чение обусловлено влиянием, которое оказывает терапевт на пациента, а не действительным преобразовани­ем, имевшим место на органическом или психологичес­ком уровне.

Напротив, такие виды терапии, как психоанализ, используют рассмотрение пережитого опыта, выявление неосознаваемых конфликтов и фантазмов и т. д. с целью.  Добиться подлинного изменения личности пациента, вследствие этого они нуждаются в сложной методике, предусматривающей определенную продолжительность Лечения и последовательность его этапов.-

И, наконец, иногда прибегают к некоторым видам терапевтической техники — релаксации, гипнозу, ле­чению сном, химическим агентам, которые предпола­гают манипулирование состоянием сознания пациента; другие виды техники имеют своей целью воздействие на уровне обучения и обусловливания.

Эти различные подходы всегда в той или иной сте­пени взаимодействуют друг с другом. Однако они пред­ставляют собой пути воздействия на симптом, которые могут использоваться и более или менее дифференци­рованно; но, каким бы ни был избранный метод, пере­ход от болезненного состояния к состоянию здоровья является в конечном счете аффективной перестройкой, которая в свою очередь осуществляется главным обра­зом путем сдвигов в системе межличностных отно­шений.

Некоторые из применяемых ныне методов воздей­ствия известны с незапамятных времен. В течение дол­гих веков, а в так называемых первобытных обществах еще и сегодня, эти методы составляли основу исцеле­ния, в той его форме, в которой оно практиковалось колдунами, шаманами, знахарями и т. п. Эту «тради­ционную» медицину можно определить как сочетание прямого внушения (вера в могущество колдуна, в его желание исцелить больного является здесь главным фактором терапевтического воздействия) и косвенного (последнее действует в основном посредством ритуаль­ных обрядов: заклинаний, магических предметов и дви­жений и т. п.). Манипуляция состояниями сознания часто играет в этой медицине важную роль, выступая в различных формах: прием наркотических снадобий, воздержание от пищи, физические действия, предназна­ченные для достижения эффектов сенсорной депривации и т. п. Все три перечисленные элемента часто ис­пользуются вместе.

В некоторых случаях терапевтическое воздействие может принимать тщательно разработанные формы, напоминающие технические приемы современной психо­терапии. В знаменитой статье Леви-Стросса приводит­ся анализ того, что он называет шаманским лечением (1958). Вначале рассказывается о приме­няемом в случае трудных родов ритуальном обряде, бытующем у одного из племен Южной Америки. Совер­шая обряд, шаман разыгрывает перед роженицей про­цесс родов в виде сражения с духами, и эпизоды сра­жения соответствуют различным фазам родов. Леви-Стросс показывает, как этот сценарий обряда дает пациентке нечто вроде путеводной нити, которая позво­ляет упорядочить хаотический поток телесных ощуще­ний и вызвать соответствующие ситуации физиологи­ческие реакции. Таким образом, лечебная эффектив­ность обеспечивается соответствием двух серий проце­дур: с одной стороны, телесные действия, а с другой — интеллектуальные операции, вокруг которых строится миф. Их соответствие позволяет шаману воздейство­вать на первые с помощью вторых. Леви-Стросс назвал это символической эффективностью. Шаман, пишет он, «дает пациентке язык, способный непосредственно сооб­щать о неформулируемых состояниях, которые не могут быть выражены иным путем. Переход к такому словес­ному выражению (позволяющему переживать в упоря­доченной и доступной для восприятия форме текущий опыт, который иначе был бы анархическим и невыра­зимым), стимулирует ход физиологического процесса, то есть реорганизацию в благоприятном направлении очередного этапа родов».

Продолжение о гипнозе, отношении и трансфере – предыдущая  |  следующая – Немного об истории психотерапии на примере шаманизма

Л. Шерток. Непознанное в психике человека. Содержание.