canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Недирективная игровая коррекция.

Недирективная игровая коррекция

Недирективная игровая коррекция одновременно решает три основные задачи:

1)  создание условий для развития самовыражения ребенка;

2) коррекция имеющегося у ребенка эмоционального дискомфорта;

3)  формирование саморегулирующихся процессов.

В качестве основного механизма коррекционного воздействия в процессе недирективной игры выступает установление эмпатической связи психолога с ребенком. В. Экслайн подчеркивает, что недирективная игротерапия дает возможность ребенку «…отреагировать скопившееся напряжение, незащищенность, агрессию, страх» [Axline, 1947]. Автор формулирует следующие принципы недирективной игротерапии: установление непринужденных дружеских отношений с ребенком; принятие ребенка таким, какой он есть; содействие самораскрытию ребенка, чтобы он мог открыто говорить о своих чувствах; понимание чувств ребенка, стремление обратить его внимание на самого себя; предоставление ребенку возможности самому регулировать динамику игрового процесса; введение лишь тех ограничений, которые связаны с реальной жизнью; выполнение функций «зеркала», в котором ребенок видит самого себя [цит. по: Спиваковская, 1988].

Зарубежные исследователи разработали огромное количество методов недирективной игротерапии. Так, с целью коррекции эмоционального дискомфорта ребенка широко используются игры с песком и водой [Chan, 1980]. М. Лоуэнфельд [цит. по: Вольперт, 1979] разработала методику «миросозида-ния» («Welt-Technik»). В распоряжение ребенка предоставляется набор раз личных предметов: фигурки людей, животных, части зданий, домики, автомашины, деревья, бесформенный материал, плоский и открытый ящик, наполненный песком. Из этого материала ребенок строит свой мир. «Мир» создается ребенком в соответствии с его возрастом, индивидуальными особенностями. Затем психолог обсуждает с ним процесс и продукт его творчества. В ходе игры дети обнаруживают свое эмоциональное отношение к Людям, предметам. Поэтому данная игра представляет собой и определенную диагностическую ценность. Кроме того, в процессе игры ребенок перерабатывает свои душевные конфликты.

Игровая психологическая коррекция детей с тяжелой формой аффективной патологии должна проходить в форме разнообразных игр, доступных ребенку.

Важным принципом игровой психологической коррекции детей с ранним детским аутизмом является онтогенетическая ориентация психокоррекции, предполагающая возврат к ранним онтогенетическим этапам познания, общения, поведения, саморегуляции ребенка [Эмоциональные нарушения…, 1990]:

Методические требования к недирективной индивидуальной игровой терапии:

1. Психолог выступает только в роли наблюдателя и вмешивается в процесс игры ребенка только в том случае, если он проявляет аффективные и агрессивные реакции (кидает игрушки, ломает их, кусает, бьет себя по голове игрушками и пр.).

2.   Вмешательство психолога не должно быть прямым. Можно поменять ребенку игрушку, не делая ему замечания.

3.   Если ребенок возбужден, агрессивен, то можно предложить ему выйти из игровой комнаты или шепотом сказать: «Что ты хочешь? Покажи или скажи мне, и мы вместе решим твои проблемы».

4.   Пребывание ребенка в игровой комнате не должно длиться больше 40 минут. Если ребенок «наигрался» и хочет покинуть кабинет, не следует препятствовать ему в этом.

5.   Если ребенок перед началом занятий отказывается зайти в кабинет, не следует уговаривать его, нужно открыть дверь и подойти к игровому столику или предложить сделать это кому-то из родителей.

6.   Не допускается пристальный взгляд на ребенка, прикосновения к нему, особенно на первых занятиях.

В процессе игровой психокоррекции детей с тяжелой степенью аффективной патологии мы уделяем особое внимание развитию у них предметно-практических манипуляций и навыков использования вспомогательных средств (замещающих действий) (см. гл. 14).

Формирование предметно-практических манипуляций должно осуществляться в процессе специальных дидактических игр, которые могут проводиться в процессе как групповых, так и индивидуальных занятий.

Дидактическая игра — это одна из форм обучения игровой деятельности ребенка, которая имеет две основные цели: обучающую и игровую. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный сенсомотор-ный опыт.

Используемые нами специальные дидактические игры решают следующие задачи:

•   обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета;

•   обучение детей использованию вспомогательных предметов (выполнению орудийных действий);

•   формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности;

•    формирование элементарных логических обобщений.

При проведении дидактических игр должны соблюдаться следующие методические требования:

1.   Занятия следует проводить поэтапно, уделяя особое внимание интересам и желанию ребенка.

2.   Каждое упражнение обыгрывается с учетом аффективных интересов ребенка.

3.  Обязательно четкое планирование и постепенное формирование стереотипа занятий, соблюдение определенной последовательности занятий.

4.   В ходе каждого занятия необходимо использовать поощрение и эмоционально-смысловой комментарий.

5. Игровые задания должны предполагать использование материала, аффективно значимого для ребенка (палочки, веревочки, гайки и пр.).

Принцип онтогенетической ориентации игровой психологической коррекции должен использоваться не только в дидактических играх, направленных на развитие когнитивных процессов у детей, но и в отобразительно-ролевых и сюжетно-ролевых играх, используемых с целью формирования эмоциональных контактов и общения ребенка с другими людьми и внешним миром.

Ребенок-аутист и игрушки – предыдущая  | следующая – Этапы игровой деятельности в коррекционной работе

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

 

 

Яндекс.Метрика