Влияют ли культурные факторы на формирование принципов причинности? Верификация модели Лурия в иной области (научное объяснение)

Таким образом, первой целью данного исследования была оценка степени, в которой представители западного и не западного обществ в высказываниях проявляли доверие (или скептицизм) по отношению к науч­ным и ненаучным (магическим) объяснениям необычного явления. Другой целью было узнать, подкрепляется ли высказываемое доверие (или недо­верие) соответствующими действиями, если участникам требуется принять важное для них решение. Первая часть исследования проводилась с участием детей и образованных взрослых в Великобритании (Subbotsky, 2001). Детям 5 и 9 лет и студентам университета демонстрировали необычный феномен (объект, помещенный в, казалось бы, пустую коробку неожиданно оказывался разрезанным на две половинки). Был задан специфический контекст объяснения причин явления: либо научный (параллельно с демонстрацией феномена включался и выключался физический прибор неизвестного назначения), либо магический (экспериментатор произносил магическое заклинание).

Исследование показало, что на уровне вербальных суждений взрослые (но не дети) демонстрировали больше доверия научным объяснениям по сравнению с магическими. Однако на уровне действий взрослые, как и дети, продемонстрировали равную степень доверия как научным, так и ненаучным (магическим) объяснениям. Это указывает на то, что академическое образование исключает возможность ненаучных объяснений причин (как вера в сверхъестественное) на уровне вербального мышления. Однако на поведенческом уровне английские испытуемые не обнаружили явного предпочтения научных объяснений ненаучным.

Другой результат исследования состоял в том, что взрослые испытуемые на уровне действий демонстрировали очень низкую степень доверия магическим объяснениям, когда цена этому была невысока (возможность навлечь порчу на водительские права заклинанием экспериментатора). Когда же последствия оказывались более значимыми (испытуемый рисковал повредить руку), значительно большее число взрослых вели себя так, как будто верили в магию.

Задача настоящего исслеловаиия (оно полностью опубликовано в статье Subbotsky & Ouinteros, 2002) состояла в том, чтобы повторил! английский эксперимент на представителях патриархальною сельского общества в Мексике, где в культуре приня то более терпимое отношение к магии, чем в западных урбанистических культурах.

Если гипотеза о “глубинном влиянии” научной логики на индивида справедлива, то степень доверия магическим объяснениям у англичан должна быть существенно ниже по сравнению с мексиканскими испытуемыми. Если же в одинаковых условиях английские и мексиканские испытуемые демонстрируют равную степень доверия, то это бы означало, что на определенном фундаментальном уровне сознание западных индивидуумов не подвержено влиянию научной рациональности.

Эксперимент 1 (низкая степень риска)

Методика

Испытуемые и экспериментаторы

Всего в эксперименте приняли участие 28 взрослых испытуемых, по 14 в каждом из двух вариантов условий. Среди испытуемых были представители обоих полов, которые жили в маленьких сельских общинах в районе Морелос в Мексике, недалеко от города Куернавака. Испытуемыми в английском исследовании были студенты университета Ланкастер, расположенного на северо-западе Англии, в том же количестве, как и в Мексиканской части эксперимента. В качестве экспериментатора в обоих случаях привлекался посторонний человек, который достаточно хорошо разбирался в культуре, где проводилось исследование. В Англии в качестве экспериментатора был выбран русский ученый, который работал в английском университете уже 10 лет, в Мексике экспериментатором был аргентинский социальный работник, проживший там более 10 лет.

Материал

Для демонстрации необычного феномена использовалась деревянная шкатулка (15×1 1×1 1см). Конструкции шкатулки позволяла экспериментатору продемонстрировать феномен необъяснимого изменения физическою объекта, помещенною в шкатулку (например, на новой пластиковой карте появлялись порезы в трех местах или следы, как будто от острых копей). Специально сконструированная крышка и система магнитов, скрытых в стенках коробки, позволяли манипулировать ею (например, перевернуть и потрясти), при этом не выдавая механизм фокуса (двойное дно). Также в распоряжении имелось техническое устройство, создающее световые и звуковые эффект. Помимо этого имелась пара совершенно одинаковых пластиковых прямоугольников. Один из них был новым и нетронутым, другой поврежденным (как будт его разрезали ножницами в грех местах). Испытуемых просили иметь при себе ценные документы (удостоверение, дающее право на голосование на выборах*).

Процедура

Во вступительной части разъяснялись цели исследования, затем предъявлялось условие 1 (научный контекст) или условие 2 (магический контекст). Оба условия включали вербальные пробы и пробы действия.

В вербальной серии (условие 1) испытуемому предъявляли деревянную шкатулку и неизвестный физический прибор, который мог производить звуковые и световые эффекты. Прибор присоединялся к шкатулке проводом. Также на столе находилась одна из двух пластиковых карточек (новая). Другая пластиковая карточка (поврежденная) была спрятана между стенкой коробки и двойным дном. Испытуемого просили убедиться в том, что шкатулка пуста, а затем опустить карточку в шкатулку и закрыть крышку.

___________________________________________________________________________________

* Заменяет в Мексике удостоверение личности

тип мышления – предыдущая | следующая – вербальные суждения

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание