При помощи этой пробы можно установить не только изменения активности, выражающиеся в повышении лабильности или замедленности, а также наличие своеобразной жесткости установок неумение переключаться с быстрого на медленный темп.
В норме наблюдается некоторое последствие скоростной стимуляции, вследствие чего продуктивность 3-й пробы выше продуктивности 1-й. Соотношение примерно такое:
1-я проба – 16-20-14
2-я проба – 32-28-24
3-я проба – 22-24-21
При изменениях активности наблюдаются иные количественные показатели. По нашим данным следует выделить три основных типа соотношений. Прежде всего, относительное снижение свободного темпа. При исследовании по данной пробе выявилась группа больных с резко замедленным темпом по сравнению с остальными. Они находились в более тяжелом состоянии, чем другие обследуемые – либо готовились к операции, либо обследовались вскоре после нее. Для этих больных был характерен чрезвычайно малый прирост скорости при инструкции о максимальном темпе:
Пример 1
№ пробы | Исп.№2 | Исп.№4 | Исп.№11 | Исп.№27 |
1 | 10-11-14 | 13-10-16 | 9-13-9 | 8-6-9 |
2 | 19-14-16 | 24-16-20 | 11-8-14 | 10-10-12 |
3 | 13-10-14 | 15-15-15 | отказ | 8-8-8 |
Последействие скоростной стимуляции выражено нечетко (2-я проба). 1
Второй тип соотношений характеризовался резким спадом темпа при возврате от максимального темпа к свободному:
Пример 2
№ пробы | Исп.№20 | Исп.№23 | Исп.№19 | Исп.№34 |
1 | 20-24-27 | 13-13-12 | 17-22-22 | 33-28-30 |
2 | 47-45-45 | 25-27-24 | 40-35-40 | 47-32-29 |
3 | 12-10-18 | 10-9-11 | 15-17-20 | 10-15-12 |
Здесь ярко проявилась психическая истощаемость: даже кратковременное произвольное напряжение вызвало последующий спад продуктивности, т.е. кратковременная мобилизация усилий приводила к перенапряжению и в результате – к заметному снижению темпа после стимула к максимальному ускорению.
Третий тип соотношений представлен наиболее широко. Здесь изменения активности сказываются в отсутствии или незначительной реакции на внешнюю стимуляцию, когда продуктивность всех трех проб мало отличается друг от друга, однако она заметно выше, чем у больных 1-й группы.
Пример 3
№ пробы | Исп.№10 | Исп.№ 18 | Исп.№39 | Исп.№41 |
1 | 30-35-44 | 28-33-33 | 28-20-21 | 34-27-24 |
2 | 42-50-65 | 30-38-43 | 30-32-27 | 35-38-25 |
3 | 40-50-56 | 30-32-40 | 27-25-39 | 52-37-26 |
Мы наблюдаем в этом случае изменения пластичности усилий по типу фиксированной установки, с трудом поддающейся произвольной регуляции.
Несмотря на выявленные отличия, всех больных объединяет ода характерная черта: колебания продуктивности в течение 30 с пробы, вследствие чего быстрый темп в первые 10 с может смениться снижением, а затем резким возрастанием продуктивности. Возможна и обратная последовательность.
Пример 4
Исп.№17 | Исп.№14 | Исп.№32 | Исп.№37 | Исп.№8 | Исп.№41 |
27-11-22 | 16-36-13 | 43-21-19 | 53-17-65 | 14-20-7 | 52-37-26 |
Эта особенность отражает свойственную всем выделенным типам больных лабильность волевых усилий.
Не меньший интерес представляют возможности спонтанной активности в менее детерминированных условиях: при свободном ассоциировании. В норме наблюдаются различные типы продуцирования ассоциаций: в одних случаях обильный поток слов, в других – замедленное прерывистое называние, но у больных эти отклонения значительно более разнообразны. Прежде всего следует отметить наличие и длительность латентной паузы перед началом называния слов: иногда она достигала 40 с. Практически у всех больных количество названных слов падает по мере выполнения задания (иногда очень резко). Характерно наличие длительных пауз между словами. Наблюдается и снижение качественного уровня ассоциаций: повторение ранее сказанного (персеверации), резкое сужение круга ассоциативной тематики (имена, названия городов, инструментов, числа). Чаще всего больные вопреки инструкции начинают с описания предметов, находящихся перед глазами, потом следует длительная пауза. Следовательно, и в этом задании обнаруживаются нарушения активности, проявляющиеся либо в снижении качественного уровня ассоциаций, либо в быстром иссякании их потока.
В пробе на сортировку цветных фигур (методика В. М. Когана) также были обнаружены изменения динамики психической деятельности.
В норме (по данным В. М. Когана и сотрудников) в этой пробе время, затрачиваемое на сортировку фигур по цвету и форме в сумме, обычно не отличается от времени, затрачиваемого при совмещении. В норме это соотношение таково:
1. Сортировка по цвету – 51-76 с
2. Сортировка по форме – 68-91 с
3. Совмещение – 122-165 с
Соотношение результатов в группе исследованных больных:
1. Сортировка по цвету – 39-250 с
2. Сортировка по форме – 56-224 с
3. Совмещение – 125-611 с
В норме разность 1-Й + 2-Й проб к 3-й равна нулю, результаты наших данных показали разброс от +12 до 248. Только у 6 больных время сортировок и время совмещения приближались (разница 4—12 с). Расхождение с нормой начинается особенно отчетливо при переключении с сортировки по цвету на сортировку по форме. Переключение на новый признак сортировки проходит с большим трудом, и время, затрачиваемое больными на эту операцию, резко возрастает по сравнению с нормой (224 с вместо 68-91 с в норме). Время же, затрачиваемое больными при совмещении признаков сортировки, на 40% превышает суммарное время двух предшествующих сортировок, в то время как у здоровых испытуемых оно равно суммарному времени сортировок по цвету и форме.
исследование – предыдущая страница|следующая страница – изменения динамики
Влияние хронической болезни на психику. Содержание.