Сходных взглядов придерживаются Рихтер и Бекман (1969) относительно так называемого «невроза сердца». Они понимают психосоматическую симптоматику этого состояния, названную Фрейдом (1895с) неврозом страха, как защиту от «чрезмерного страха уничтожения», который они считают следствием «нарушения интеграции Я». С их точки зрения, в основе лежит нарушение интернализации ранних отношений матери и ребенка, при правильном развитии которых «идеальный объект» преэдипальной матери ассимилируется и становится «прочной внутренней собственностью», которую они вместе с Сандлером (1963, 1965) и Лочем (1967) обозначают как «Идеал Я». У больных с неврозом сердца «тесная связь Я и идеального Я не удается, то есть поддерживающая, питающая функция матери (идеального объекта) не становится основательной собственностью в результате интернализации и не обеспечивает нарциссического гомеостаза. Идеальный объект не ассимилируется в представительство Я».
Защиту от вытекающей отсюда опасности «внутренней дезорганизации» обеспечивают симбиогические партнерские отношения. При психосоматическом неврозе сердца, возникающем вследствие задержки симбиоза, заболевший орган заменяет симбиотического партнера. Как и с партнером, с сердцем обращаются с «постоянным вниманием, покорным уважением, ожиданием наказания и готовностью раскаяться по первому требованию». Как установил Рихтер (1964), «фантазии больных о своем сердце весьма похожи на таковые об образе матери». При этом психодинамика отношения к матери определяется «чрезмерным страхом уничтожения» из- за опасности расставания.
Я считаю, что наблюдения Рихтера и Бекмана могли бы быть подтверждены экспериментально-психологически, как ценное подтверждение того тезиса, что психосоматическое симптоматическое поведение представляет собой результат патогенных отношений матери и ребенка в раннем детстве. Хотя Рихтер и Бекман этого не подчеркивают, мне кажется очевидным, что «ассимиляция идеального объекта» преэдипальной матери всегда не удается, когда сама мать или представляемая ею ребенку первичная группа поражены конфликтом и поэтому не могут помочь ребенку в отграничении, для которого необходима стабильная интернализация.
Границу Я, о которой здесь идет речь, мы можем описать так же, как психический орган, позволяющий ребенку различать внутреннее и внешнее, Я и не-Я, говорить «да» или «нет». «Нет» – тому, что не принадлежит ему, не относится к Я, и «да» – тому, что он воспринимает как составную часть собственной идентичности. Спитц (1957) обозначил функцию способности говорить «нет» как основу всякой межличностной коммуникации. С моей точки зрения, она является признаком постепенно формирующейся границы Я. Тогда психосоматическое заболевание предстает как нарушение функции «нет». Больной говорит «нет» себе самому, потому что не посмел сказать это реальной первичной группе. Говоря «нет» собственному организму, он пытается, так сказать, отгородиться от интернализованного объекта.
В этой связи Ф. Шиффер (1961) указал на «хронический самообман», проявляющийся в деперсонализованном жизненном опыте психосоматического больного, и говорил о «патологической верности», которую больной хранит своему психосоматическому страданию. Мы можем говорить также о симбиотическом предательстве себя больным. При этом психосоматический симтом выполняет два требования архаического враждебного Сверх-Я: он превращает соматическую основу чувства Я в чуждое Я, в не-Я и допускает в сознание из своего соматического опыта лишь что-то недостаточное, плохое, часто вызывающее отвращение. Одновременно, благодаря этому отщеплению собственной соматической основы, Я покупает ставшие свободными от ограничений, налагавшихся Сверх-Я, внимание, уход и заботу, как от собственных функций Я, так и от окружающей группы и общества.
Это расщепление Я психосоматического больного является лишь результатом расщепления установки общества на болезнь. В другом месте я указывал, насколько в нашем обществе отношения врача и больного стали инструментом, с помощью которого вовлеченные лица, так сказать, соглашаются на соматическое заболевание, чтобы обойти конфликт идентичности, проявлением которого оно является (Ammon, 1971е, 1973а). И напротив, общество реагирует отверганием и безразличием там, где психический характер заболевания, где аспект идентичности выходит на поверхность – при так называемых психических заболеваниях в широком смысле. Соматическое заболевание начинает восприниматься всерьез в нашем обществе, лишь если понимается как чуждый личности анонимный соматический процесс. И только поэтому оно становится также средством обращения внимание общества на Я больного и судьбу его идентичности.
В этом существенное различие между психосоматическим заболеванием и психозом. В то время как при психозе прорывается граница между Я и не-Я, и Я, захлестнутое бессознательным, в психотической реакции пытается сохранить и вернуть свою интегрированность, психосоматический симптом становится средством коммуникации освобожденного от чувства вины Я с окружающим миром и собственным организмом. В этом смысле психосоматическое заболевание имеет и положительный аспект. Оно определенным образом препятствует психотической дезинтеграции и предохраняет больного от полной потери объекта и идентичности. Я остается, так сказать, «in touch»1 со своей соматической основой и с помощью психосоматического симптома получает внимание извне, хотя и на уровне, отщепленном от собственных проблем идентичности. Это становится возможным потому, что интернализованный объект раннего детства в форме соматического симптома оказывается одновременно отщепленным и – хотя и деструктивным образом – интегрированным в границах тела. Несмотря на это, с моей точки зрения, существует тесная психодинамическая связь между психозом, психосоматическим заболеванием и другими формами архаических болезней Я. Об этом подробнее будет рассказано в следующем разделе.
‘ «В непосредственном тесном контакте».
Действие интернализованной “злой” матери – предыдущая | следующая – Психосоматическая реакция