canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Язык и мышление. Исследование речевого мышления.

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Предисловие

Книга, которую держит в руках читатель, претендует на неко­торое промежуточное обобщение в решении проблемы речевого мышления, проблемы трудной, во многом запутанной и связан­ной с многочисленными попытками ее решения, степень адек­ватности которых весьма различна.

Книги обобщающего характера пишутся по разным поводам, которые легко объединяются в две группы. Первая группа при­чин появления обобщающих работ может быть представлена как необходимость осмысления накопленного эксперименталь­ного материала в рамках имеющейся теории. Вторая группа стимулов, вызывающих появление обобщающих исследований, может быть осмыслена как необходимость выработки на основе анализа экспериментальных данных и теорий, объясняющих эти данные, некоторых новых теоретических представлений, которые могут послужить теоретической базой для экспериментальных исследований речевого мышления (и проблем, с ним связан­ных) .

Книга, которую мы предлагаем на суд читателей, представ­ляет собой попытку частично удовлетворить потребность, сфор­мировавшуюся в первую очередь в психолингвистике (а также и в лингвистике), в осмыслении результатов исследований рече­вого мышления, которые получены в философии, психологии, лингвистике и психолингвистике.

Чем сформирована эта потребность? Необходимость теорети­ческого осмысления результатов исследования речевого мышле­ния стимулируется тем, что решение многих смежных проблем зависит от наших представлений о речевом мышлении. В линг­вистике и психолингвистике таких проблем довольно много.

Попытаемся назвать важнейшие из них, не претендуя на полноту этого списка. В первую очередь естественно назвать проблему порождения и восприятия речи, которая образует ядро предмета психолингвистики. Процессы порождения речи и связанные с ними процессы формулирования мысли так тесно переплетены с процессами мышления, что часто в неявной фор­ме отождествляются, особенно в спекулятивных работах фило­софского толка на тему «язык и мышление». Основания для та­кого отождествления действительно могут формироваться в непосредственном наблюдении и особенно при интроспективном анализе речевого мышления самим исследователем. Исследова­ние речевого мышления, определение места и роли речи в про­цессах мышления, дифференциация процессов порождения мыс­ли от процессов ее речевого оформления позволит подойти, в частности, к адекватному представлению о формировании про­граммы порождения речи. В психолингвистике есть еще и дру­гие проблемы, решение которых зависит от результатов иссле­дования речевого мышления. Здесь уместно заметить, что в на­стоящее время психолингвистика не только является той дис­циплиной, которая наиболее «заинтересована» в исследовании речевого мышления, но и вносит наибольший вклад в решение этой проблемы, исследуя процессы порождения речевого выска­зывания.

Вторая крупная проблема, решение которой зависит от про­гресса в исследовании речевого мышления, — это проблема зна­чения, и в частности значения слова. Правда, зависимость здесь обоюдная: формирование адекватных представлений о речевом мышлении зависит от нашего понимания значения. Очевидно, что для продвижения по пути решения проблемы речевого мыш­ления в не меньшей мере важны наши представления о роли материального носителя значения, т. е. о роли тела знаков в мыслительных процессах. Для обсуждаемой нами проблемы ре­чевого мышления наибольшее значение имеют сформировавшие­ся в основном в середине XX в. представления о множествен­ности знаковых опосредователей мышления, или, иначе говоря, о неединственности речевого опосредования высокоразвитого мышления. В связи с этим прежде всего следует назвать имя Ж. Пиаже — одного из самых крупных исследователей онтоге­неза мышления, экспериментально показавшего естественную смену в онтогенезе символических опосредователей мышления.

Наибольший вклад в исследование речевого мышления де­лают лингвисты своими работами о различных видах языковых знаков; правда, в большинстве случаев подобные работы не ориентированы на исследование речевого мышления и осмысле­ние их результатов требует дополнительной аналитической ра­боты, которую берет на себя психолингвистика. Самым боль­шим препятствием на этом пути является различие в уровне развития лингвистики и психологии, в частности психологии мышления. Высокая степень детализации представлений об объекте лингвистики пока не может быть утилизована в полной мере ни в психологии мышления, ни в психолингвистике.

 От редактора – предыдущая | следующая – Речевая деятельность

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Яндекс.Метрика