Музыкотерапия в системе психологической коррекции страхов у детей с аутизмом

Музыкотерапия в системе психологической коррекции страха у детей с аутизмом

В психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями широко используется музыкальная терапия.

В психологической литературе выделяются четыре основных направления психокоррекционных воздействий музыкотерапии:

1)  эмоциональное активирование в процессе психотерапии;

2)  регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

3)  развитие навыков межличностного общения;

4)  повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают [Завьялов, 1995]:

•   катарсис — эмоциональную разрядку;

•   регулирование эмоционального состояния;

•   усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;

•   повышение социальной активности и др.

Традиционно используется несколько вариантов музыкотерапии: рецептивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррек-ционной целью, и активная, представляющая собой коррекционно-направ-ленную, активную музыкальную деятельность. При работе С аутичными детьми Целесообразно использовать оба данных варианта музыкальной психокоррекции.

Рецептивную музыкотерапию следует использовать на установочных этапах психологической коррекции для решения следующих задач:

1)  установление эмоционально-доверительных контактов с психологом и членами группы;

2)  создание доверительной, эмпатийной атмосферы в группе;

3)  снижение эмоционального дискомфорта и др.

Так, групповые занятия с детьми с тяжелой формой аффективной дезадаптации проводятся нами на фоне музыкального сопровождения, особенно на установочном этапе. Мы используем специально подобранные музыкальные произведения в различных целях: для расслабления, активизации, ускорения деятельности. Кроме того, специальные ритмические мелодии становятся основой для выполнения упражнений во время разминки. Особенно ценно, если существует возможность заниматься под «живую» музыку. У нас, например, была возможность пригласить музыкального работника (волонтера), который на пианино воспроизводил нужные мелодии.

Следует подчеркнуть, что в то время, как у большинства детей с аутизмом наблюдается положительное отношение к музыкальным произведениям, некоторые могут, напротив, демонстрировать крайний негативизм к музыкальному сопровождению. Это может быть обусловлено следующими факторами:

•   отрицательными ассоциациями, которые вызывает музыка у ребенка;

•   неподготовленностью ребенка с аутизмом к восприятию музыки;

•   клинико-психологическими особенностями ребенка.

Пример

Алеша, 6лет, при прослушивании пластинки с ритмичной музыкой проявлял выраженное аффективное возбуждение: бегал из стороны в сторону, кричал, размахивал руками, пытался опрокинуть проигрыватель. При прослушивании других музыкальных произведений у мальчика таких реакций не наблюдалось. В беседе с родителями выяснилось, что мальчик очень любит музыку, но однажды при прослушивании ритмичной мелодии перевернул проигрыватель, за что был наказан отцом: отец громко ругал мальчика, а бабушка заступалась за внука. В результате этого в семье возникала конфликтная ситуация, которая сопровождалась громкими упреками родственников в адрес друг друга.

Включение музыкального сопровождения в процесс групповых занятий требует определенной организации. Дети с аутизмом негативно реагируют на новизну. Например, если во время занятий в помещении не было пианино, а потом оно появилось, то у ребенка может возникнуть аффективная реакция. Он будет подбегать к инструменту, ударять по нему и пр. Поэтому включение музыкального сопровождения в процесс занятий требует предварительной подготовки.

Как отмечалось выше, у детей с аутизмом наблюдается повышенная чувствительность. Поэтому при очень громком или фальшивом воспроизведении музыкального произведения дети испытывают выраженный эмоциональный дискомфорт, что проявляется в повышенном возбуждении, уходе от ситуации. Детей с аутизмом может раздражать ненастроенное пианино, скрипучий звук ha пластинке или диске, фальшивый голос музыкального работника или психолога.

 Этапы психокоррекции страхов у детей с аутизмом с помощью арт-терапии – предыдущая  | следующая – Активная форма музыкальных занятий для коррекции страхов у детей с аутизмом

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым