Яндекс.Метрика

Развитие моторного поведения (молчаливый период)

Другое преимущество дифференциации заключается в том, что она делает дотягивание и схватывание более успешным. Если разница во времени между дотягиванием и схватыванием равна нулю, то координация этих двух компонентов действия должна быть весьма совершенной, иначе пальцы сожмутся слишком быстро и предмет будет упущен. При большой разнице во времени этого уже не случается. Поэтому дотягивание и схватывание становятся более успешными.

Если все это соответствует действительности, то возникает вопрос, только ли дифференциация служит причиной большей точности движений, наблюдаемой у старших детей? От чего зависит повышение аккуратности их дви­жений: от того ли, что связь схватывания и дотягивания стала более функциональной, или еще от чего-то? Мы распо­лагаем доказательствами, что имеются и другие причины. Если понаблюдать, что происходит, когда новорожденный или 20-недельный младенец промахивается и не схватывает предмет, то можно заметить, как он отдергивает назад руку, которая часто совсем выходит из поля его зрении, а затем тянется к предмету во второй раз. Более старшие дети поступают по-другому: рука может начать двигаться неправильно, но как только она попадает в поле зрения, то в ее движение вносятся соответствующие коррективы. Ребенок не отдергивает руку, чтобы начать все сначала, а на ходу изменяет траекторию ее движения. Изменения вносятся по ходу действия, а не между действиями. Это было отчетливо показано Аронсоном и Дункельдом, кото­рые изучали поведение детей в такой ситуации, в которой они ошибочно оценивали расположение предметов.

Если в поле зрения имеется сбоку большой предмет, то маленький предмет, помещенный в центре, будет ка­заться смещенным в противоположную от него сторону (рис. 6.13). Взрослые подвержены действию этой иллюзии. Когда их просят определить центр такого поля, они всегда делают это неправильно. Однако, если их просят дотя­нуться до предмета в центре, они никогда не ошибаются. Младенцы же в возрасте до 20 недель ошибаются всегда. Они тянутся туда, где, как им кажется, находится пред­мет. Промахнувшись, они не могут исправить свою ошибку и будут некоторое время сидеть с вытянутой в неправильном направлении рукой (рис. 6.14). Старшие дети тоже сначала делают ошибки, но исправляют их по ходу выполнения действии (рис. 6.15) [22].

 

 

 

 

 

Рис. 6.13. Иллюзия положения. Хотя маленький объект находится в центре ноля, он кажется смещенным влево из-за присутствия большого объекта.

 

 

 

 

 

Рис 6.14. Младенец, ошибочно локализовавший объект вследствие иллюзии, которая показана на рис. 6.13, не делает попыток исправить свою ошибку.

 

 

 

 

 

 

Рис 6.15. Этот рисунок, сделанный на основе кинорегистрации движении, ясно показывает, что младенец корректирует положение своей руки, пытаясь схватить объект. Каждая точка представляет собой положение руки и некоторый момент времени.

Итак, дотягивание из единого, зрительно запускаемого процесса (дотягствания-схватывания) развивается в два самостоятельных действия — дотягивание и схватывание, которые не только инициируются, но и протекают под контролем зрения. Как следует объяснять эту особенность развития? Является ли она просто результатом созревания нервной системы или же ее возникновение и направленность решающим образом зависят от определенных внешних событий? Для сторонников теории созревания нервной системы критическим периодом развития является «мол­чаливый» период, когда дотягиваний нe происходит. Они объясняют его установлением тормозных связей. Пиаже объяснил бы существование молчаливого периода недос­татком практики. Спор этот легко разрешить. Нужно просто дать детям предметы, до которых они могли бы до­тягиваться, и посмотреть, к чему это приведет. Это было проделано в двух опытах (Бауэр, 1973) и привело к совер­шенно очевидным результатам. У детей, которым каждый день давали предметы, к которым они могли тянуться, затухания дотягиваний вообще не наблюдалось. Следова­тельно, обычно наблюдаемое затухание этой формы пове­дения представляет собой результат недостаточной прак­тики, а не специфики процесса роста нервных сетей [23].

послед­ствия дотягивания – предыдущая | следующая – зритель­ный контроль

Психическое развитие младенца. Содержание.