Яндекс.Метрика

1.7. Моделирование как метод исследования массовой коммуникации

     Моделирование – метод получения новых знаний путем вывода по аналогии. Модель при этом определяется как некоторая система отношений, присущая другому объекту или абстрактной конструкции. Логической основой метода моделирования является умозаключение по аналогии, когда посылка относится к одному объекту, а вывод – к другому. Вывод о тождестве некоторых отношений делается на основании тождества других отношений в тех же системах.

Е. С. Кузьмин и В. А. Богданов выделяют 3 функции моделей:

  1. логическая функция (упорядочивание, структурирование имеющихся данных),
  2. образная функция (наглядность представления о структуре),
  3. практическая функция (обеспечение возможности перехода к методикам и технике сбора данных, к измерительным процедурам).

Основы применения метода в советской психологической науке заложены А. А. Братко, И. Б. Новиком, К. Б. Батороевым. Представления о средствах и целях моделирования в социальной психологии разработаны Е. С. Кузьминым. Традиционно модели разделяют на вещественные и знаковые. Вещественные модели имеют природу, сходную с природой изучаемого объекта. В частности, при изучении одних социально-психологических явлений (например, убеждение группы) в качестве модели избираются другие (например, убеждение индивида). Знаковая модель отражает свойства изучаемого объекта, не имея общей с ним природы; такая модель может быть представлена формулой или рисунком.

Примером может послужить известная знаковая модель П. В. Симонова, отражающая зависимость эмоциональной реакции организма от познавательной активности:

Э = f (П, (Ин-И с) …),

где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Одна из наиболее известных знаковых моделей в теории коммуникации – модель массовой коммуникации Г. Лассуэлла: коммуникатор – сообщение – канал – реципиент – эффективность.

         Е. С. Кузьмин и В. А. Богданов, вслед за А. Молем [56], применявшим кибернетический метод при изучении социодинамики культуры, выделили следующие этапы моделирования:

1) нахождение образной аналогии между изучаемой системой и другой, более изученной;

2) проверка обоснованности найденного образа, его соответствия наблюдаемой реальности;

3) введение аналогии в логические рамки, которые позволяют проверить степень полноты соответствия аналогии реальным данным;

4) проверка существенности, ценности аналогии, т. е. установление значимости в модели и прототипе тех отношений, которые пока не были приняты во внимание.

После признания полезности модели-аналога начинаются этапы детализации модели:

5) установление масштабов входящих в логическую модель величин и пределов их изменчивости (области валидности), при которых данная аналогия является вполне справедливой;

6) исследование возможностей интерпретации в терминах модели второстепенных отношений прототипа, от которых отвлекались на первых этапах;

7) описание предложенной модели максимально формальным образом [52].

Использование метода моделирования в ходе исследования массовой коммуникации позволяет выделить основные направления анализа, определить структурные и функциональные отношения между факторами коммуникации. Значительные объемы аудитории массовой коммуникации, например, телевидения и Интернет, затрудняют ее исследование. Однако построение моделей массовой коммуникации в рамках ограниченной общности позволяет получить достаточно валидные данные о процессах распространения информации.

        Например, в ходе деловой игры «Выборы–2005» в Студенческий совет факультета психологии ИГУ, организованной Лабораторией социальной психологии, была смоделирована ситуация непосредственного агитационного воздействия кандидатов на избирателей. Изучение закономерностей воздействия проводилось по результатам наблюдения открытых дебатов кандидатов перед аудиторией электората – первокурсников. Результаты исследования позволили определить характеристики речевой активности, сопутствующие эффективности непосредственного агитационного воздействия.

Таким образом, достоинством метода моделирования по сравнению с другими методами исследования массовой коммуникации является возможность создания ситуации коммуникативного воздействия и контроля над ней.

 

                                                Эксперимент – предыдущая | следующая – Метод семантического дифференциала

Оглавление

Количественные и качественные методы психологического исследования массовой коммуникации

Консультация психолога детям, подросткам, взрослым