Как известно, единство механизма прежде должно выражаться в единстве его структуры для всех проявлений функции. Совмещение схемы смыслового восприятия и смысловыражения (речепроизводства) представляет такую общую схему- модель, в которой могут быть выделены три уровня. Первый уровень этой модели, осуществляющий непосредственный контакт с окружающей средой (сенсорно-моторный), реализуется в процессе устного вербального общения в слуховой и двигательно-артикуляторной модальности. Сенсорно-моторный уровень осуществляет функцию входа (с первичным преобразованием параметров акустических в нервную импульсацию) и выхода (с конечной трансформацией артикуляционной активности в акустические параметры) речевого сигнала. Соответствие физических параметров входного и выходного акустического сигнала, регламентируемое внутренней согласованностью работы слухового и речедвигательного анализаторов, а также участие слуховой обратной связи (равно как проприоцептивной) в производстве акустического сигнала и встречной моторной активности в процессе его различения и опознавания, позволяют говорить о едином принципе организации входа и выхода ВКФ. Другими словами, принцип кодирования нервной импульсации через артикуляционные движения в структуру параметров акустического сигнала должен быть тем же, что и принцип кодирования акустических параметров в нервную импульсацию.
Второй уровень модели ВКФ, рассмотрение которого непосредственно связано с предметом данного раздела,— формирование и формулирование мысли, которые предполагают установление предметно-смысловых соответствий посредством языка, выражающееся в движении от смысловых связей к предметным и наоборот. Раскрытие предметного содержания чужой мысли, высказанной в устном сообщении, осуществляется через анализ всей иерархии смысловых связей высказывания, воплощенных в вербальных связях, и последующий симультанно-пространственный синтез всех предварительных решений для получения результата-понимания или непонимания. Другими словами, это процесс раскрытия предмета чужой мысли на всех уровнях высказывания (т. е. распредмечивание) для себя. В процессе говорения происходит тот же процесс установления предметно-смысловых соответствий, но при выражении предметного содержания своей мысли, здесь прежде создаются пространственный синтез всего высказывания и его программа, реализуемая в ходе текущего анализа соответствия замыслу вербальных средств способа формирования и формулирования мысли.
Происходящий процесс выражения мысли, т. е. ее опредмечивание для слушателя, предполагает создание всей иерархии смысловых связей. При этом одним из основных показателей этой иерархии является связность, выявление которой в процессе слушания и говорения служит опорными точками меж- и внутриуровневых переходов. Можно полагать, что пространственный синтез (реализуемый в слушании в процессе объединения разрозненных мыслей в единое целое, в процессе обобщения, без чего, как отмечает А. Н. Соколов, невозможно было бы формулирование общего вывода, а в процессе говорения в пространственном представлении всей иерархии предмета высказывания на всех его уровнях) является общим пунктом второго уровня модели ВКФ для слушания и говорения.
Третий уровень модели ВКФ — смыслообразующий. В процессе слушания этот уровень реализует понимание (или непонимание) как результат осмысления предмета высказывания и установления коммуникативного смысла и коммуникативного намерения чужого высказывания. Этот уровень предполагает .высший синтез смыслокомплексов, осуществляемый средствами индивидуального кода (Н. И. Жинкин). В процессе говорения смыслообразующий уровень выявляется в образовании коммуникативного смысла и коммуникативного намерения, реализующихся в замысле собственного высказывания и развертывающихся по его программе. Существенно отметить, что все уровни моделей ВКФ как бы входят друг в друга, поэтому их разграничение носит условный характер. В то же время они все включаются в общий круг мотивационно-побудительной сферы, которая, по словам Л. С. Выготского, определяется всей аффективно-волевой сферой сознания. Модель ВКФ (или языковой способности) представляет собой, таким образом, сложный механизм приема, переработки и выдачи вербальной информации (предметного содержания, мысли) посредством языка и речи в таких видах речевой деятельности, как слушание и говорение.
Смысловые связи – предыдущая | следующая – Схема речепорождения