canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Модель научения у младенца. Специфичность модели научения.

Познавательное развитие (модель научения)

Динамическая модель развития Пиаже обладает теми же достоинствами, но она существенно отличается от простой модели научения. Ключевой для модели Пиаже яв­ляется идея конфликта или противоречия. Пиаже пред­полагает, что познавательное развитие имеет место толь­ко в том случае, когда младенец или ребенок сталкивает­ся с необходимостью понять противоречие между двумя правилами, представлениями или способами поведения, которые применимы к одной и той же ситуации. Харак­терные для 12-недельного младенца правила фиксации неподвижных предметов противоречат его правилам сле­жения за движущимися предметами. Действительно, ле­жащие в основе этих правил представления в принципе несовместимы и обязательно ведут к конфликту всякий раз, когда их применяют в ситуации с движущимися и неподвижными предметами. Противоречие возникает, как только неподвижный предмет начинает двигаться или дви­жущийся предмет останавливается. И это продолжается до тех пор, пока представления о местоположении и дви­жении не будут скоординированы. Такой конфликт между двумя частично пригодными правилами или представле­ниями является необходимым условием познавательного развития. Существование подобного противоречия при­водит к появлению процессов, направленных на его раз­решение. Этим процессам дано (ошибочно) обозначение про­цессов уравновешивания. Конечным результатом уравно­вешивания является формирование новых представлений и правил, объединяющих элементы противоречия. Так, конфликт трехмесячного младенца может быть разрешен на основе объединения правил и представлений, как это показано в табл. 7.4. В соответствии с концепцией Пиаже уравновешивание само по себе должно быть регулируемым процессом, поэтому при заданных элементах противоречия результат объединения должен быть предсказуем. К со­жалению, правила уравновешивания определены недоста­точно четко, так что, хотя принципиальная возможность предсказания существует, практически оно едва ли осу­ществимо.

 

 

 

 

 

 

Таблица 7.4. Пример процесса уравновешивания.

Теория Пиаже и модель простого научения максимально отличаются друг от друга. Модель научения рассматрива­ет развитие в рамках отдельных форм поведения. Согласно модели Пиаже, развитие невозможно, пока нет противо­речия между видами поведения или между правилами, контролирующими их выполнение. В модели научения под­черкивается, что развитие специфично для определенного вида поведения. По Пиаже, развитие осуществляется ши­роким фронтом, охватывая все формы поведения, потенци­ально порождаемые каким-либо представлением или пра­вилом.

Из этих двух теорий можно вывести разные следствия, в частности относительно влияния специальной тренировки на развитие. Модель научения не может дать сколько-нибудь четкого предсказания по поводу возможного пере­носа навыка решения с одной задачи слежения на другую. В отличие от нее на основании модели Пиаже можно пред­положить, что достаточное для улучшения решения опре­деленной задачи уравновешивание повлияет также на успешность выполнения всех других заданий, использу­ющих то же самое представление. Это предположение было проверено в специальном исследовании влияния тренировки на развитие. Две группы младенцев были подобра­ны по возрасту, полу и исходному уровню выполнения за­дачи Манди-Кастла. Средний возраст испытуемых в начале эксперимента составлял 80 дней, поэтому не удивительно, что типичное выполнение тестового задания состояло в пас­сивном переводе взгляда из стороны в сторону с незначи­тельным предвосхищением и отсутствием интерполируемых траекторий. Младенцы одной из групп предварительно тре­нировались в прослеживании движения предмета по кру­говой траектории, как это показано на рис. 7.18. Расстояние между крайними точками дуги окружности было равно рас­стоянию между окошками в задаче Манди-Кастла. Движе­ния глаз, необходимые для слежения за предметом, могли бы рассматриваться в качестве признака интерполяции траектории, если бы они возникали в задаче Манди-Каст­ла. Младенец никогда не видел предмет неподвижным, по­этому в данной ситуации конфликта не было. В соответст­вии с точкой зрения Пиаже можно было бы ожидать лишь локальных улучшений, непосредственно связанных с прослеживанием движения по круговой траектории. В са­мом деле, поскольку в данной ситуации не было никакого противоречия, тренировка не могла привести к возникно­вению интерполяции траекторий или координация представлений о местоположении и движении. С другой сторо­ны, поскольку движение в области крайних, расположен­ных по горизонтали точек дуги окружности напоминало движение, видимое в окошках аппарата Манди-Кастла, то на основании модели научения можно было бы ожидать некоторого обобщения реакции прослеживания по кругу при переходе от одной ситуации к другой.

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.18. Тренировка в отсле­живании по окружности.

прослеживание тра­ектории движения – предыдущая | следующая – теория нау­чения

Яндекс.Метрика