Яндекс.Метрика

Предисловие (продолжение)

Этот вывод, несомненно, имеет большое научное зна­чение. Он подтверждает справедливость критики совет­скими психологами концепции эгоцентризма, согласуясь также с разрабатываемым ими пониманием психического развития как процесса все более полного и детального отражения объективного мира.

Достаточно последовательно отвергая механистические бихевиористические концепции, сводящие развитие мла­денца к накоплению некоторой суммы навыков, Т. Бауэр стремится вскрыть динамику формирования тех внутрен­них процессов психического отражения действительности, которые приводят к перестройке внешнего поведения мла­денца и которые играют определенную роль в регуляции и ориентации этого поведения. Ход этого развития Т. Ба­уэр стремится осмыслить как процесс не только коли­чественных, но и глубоких качественных изменений, поро­ждаемых внутренними противоречиями между наличными возможностями младенца и требованиями окружения. Та­кой подход к проблеме сближает точку зрения Т. Бауэра с позицией психологов, руководствующихся в своих ис­следованиях методологией диалектического материализма.

Книга Т. Бауэра содержит весьма важные экспери­ментальные данные о развитии конкретных психофизио­логических процессов, среди которых, на наш взгляд, наиболее интересны данные о развитии интермодальных и сенсорных координаций, а также о возможности уско­рения достижения определенных этапов познавательного развития с помощью специальной тренировки. Хорошо зная современные общепсихологические исследования и модели, автор легко переходит от обсуждения классиче­ских проблем, стабильности видимого мира, константности величины, адаптации к призматическим искажениям, к анализу соответствующих процессов на уровне восприя­тия младенца. Можно пожалеть лишь, что при этом он не использует данных о микрогенезе восприятия — про­цессах построения образа, протекающих в микроинтер­валах времени. Дело в том, что некоторые общие черты микрогенеза восприятия у взрослого человека оказыва­ются близки раннему онтогенезу восприятия.

К сожалению, книга Т. Бауэра обладает и более существенными недостатками.

Рассматривая процессы изучения у ребенка, нельзя ограничиваться, как это делает Т. Бауэр, анализом бихе­виористских моделей. Уже в младенчестве человеческое обучение качественно отличается от процессов научения у животных и заключается не только в адаптации к внешним природным условиям, но и в овладении индиви­дом способами материального и духовного производства, созданными обществом.

С первых дней жизни люди образуют в окружающем младенца мире класс «предметов» совершенно особого рода. Как показали исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и их учеников, ре­шающую роль в психическом развитии играет активное усвоение ребенком социального опыта, накопленного предшествующими поколениями. Такое усвоение происходит в процессах общения с окружающими людьми и выпол­нения с ними совместной деятельности. Игнорируя эти фундаментальные по своей важности положения, Т. Бауэр практически не учитывает при постановке своих экспери­ментов, а равно при теоретическом осмыслении получен­ных данных, значения невербальных форм общения младенца со взрослыми для раннего развития моторики и познавательных процессов. В результате источники происхождения и последующие изменения тех многочис­ленных способностей, которые обнаружил Т. Бауэр, ос­таются невыясненными, а описанные им данные могут создать ложное представление о спонтанности и авто­номности психического развития в целом, его независи­мости от практического, действенного отношения ребенка к окружающему миру.

Ошибочность такого рода представлений может быть в полной мере понята, если признать, что отношение ре­бенка к предметному миру всегда, и особенно в младен­честве, опосредовано его отношениями со взрослыми. Та­ким образом, фактически субъектом действия является не младенец сам по себе, а младенец, действующий совместно со взрослым. В последние годы в мировой, в том числе и английской, психологии (Дж. Брунер, К. Триварзен и др.) было получено множество эмпирических дан­ных, подтверждающих вывод о том, что общение с окру­жающими и выполнение совместных с ними действий составляют необходимое условие развития младенца. Эти данные, однако, остались вне поля зрения Т. Бауэра.

Вследствие этого собственные позиции Т. Бауэра ока­зываются весьма противоречивыми. Доказывая фактиче­скую «экзоцентричность» психики младенца, он не видит в теоретическом плане никакой альтернативы биологи­ческой модели развития, как уравновешивание и адапта­ция, т. е. по существу приходит к одному из конкретных вариантов двухфакторных теорий. Убедительно критикуя в ряде случаев взгляды, согласно которым развитие вос­приятия и моторики младенца якобы всецело предопределено созреванием соответствующих нервных структур, он подчас склонен переоценивать роль этого созревания в появлении новых сенсорных и двигательных функций. Недостаточно убедительно Т. Бауэр объясняет факт ис­чезновения и последующего повторного появления неко­торых форм поведения, таких, как дотягивание и схватывание предмета рукой. По-видимому, знакомство Т. Бауэра с советскими исследованиями по детской психологии позволило бы ему учесть значение обучающего воздействия взрослых на самых ранних этапах психического развития ребенка.

Высказанные критические замечания, как мы надеем­ся, помогут читателю лучше осмыслить содержание книги Т. Бауэра, отделить истинное от ложного в теоретических построениях автора и по достоинству оценить то новое и существенное, что вносит этот талантливый исследователь в разработку очень важных, сложных и еще мало изучен­ных проблем генезиса и структуры познавательной дея­тельности младенца. Нет сомнения в том, что эта книга вызовет живой интерес у представителей психологии, пе­дагогики, медицины и других научных дисциплин, зани­мающихся изучением развития человека. Содержащийся в данной книге богатый экспериментальный материал, выдвинутые в ней гипотезы и теоретические соображения, а также обозначенные автором нерешенные проблемы побуждают к дальнейшим творческим поискам и углуб­ленному исследованию развития ребенка в том раннем возрасте, когда закладываются основы всего последую­щего формирования человеческой личности.

А. В. Запорожец

Б.М. Величковский

развитие младенцев – предыдущая | следующая – человеческие знания

Психическое развитие младенца. Содержание.