Яндекс.Метрика

Глава VIII. Формирование мировоззрения и общественной активности

VIII. I. Формирование мировоззрения

Одна из главных целей коммунистического воспитания — формирование активной жизненной позиции. «Ничто так не воз­вышает личность, как активная жизненная позиция, созна­тельное отношение к общественному долгу, когда единство сло­ва и дела становится повседневной нормой поведения» [1].

Жизненная позиция неотделима от мировоззрения личности. Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представ­лений об общих принципах и основах бытия, жизненная фило­софия человека, сумма и итог всех его знаний. Когнитивными (познавательными) предпосылками формирования мировоззре­ния является усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без ов­ладения наукой), а также способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение не просто логическая система знаний, а система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации. С когнитивной точки зрения мировоззрение характеризуется тем, насколько правильно и глу­боко оно отражает объективный мир; оно может быть истин­ным или ложным, научным или религиозным, материалистиче­ским или идеалистическим. С аксиологической (ценностной) точ­ки зрения мировоззрение характеризуется тем, в каком направ­лении оно ориентирует человеческую деятельность; оно может быть прогрессивным или реакционным, оптимистическим или пессимистическим, активно-творческим или пассивно-созерца­тельным.

Юность особенно важна для становления мировоззрения, по­тому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, как мы уже видели, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассни­ка, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим ре­гулятивным принципам. Разумеется, конкретный уровень зна­ний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, но какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «фило­софствованию».

Не менее существенна личностная сторона дела. Как спра­ведливо заметил польский психолог К. Обуховский, потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный про­цесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,— одна из важнейших ориентировочных потребностей лич­ности. В юности, когда человек впервые становится перед со­знательным выбором жизненного пути, эта потребность осозна­ется особенно остро.

Юношеское отношение к миру имеет большей частью ярко выраженную личностную окраску. Явления действительности интересуют юношу не сами по себе, а в связи с его собственным отношением к ним. Читая книги, многие старшеклассники вы­писывают понравившиеся им мысли, делают на полях пометки типа: «Вот это правильно», «Я так и думал». Они постоянно оце­нивают себя и других, причем даже частные проблемы ставятся ими в морально-идеологическую плоскость.

Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ори­ентацию личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (класса, слоя, социальной группы) и вы­бор своего будущего социального положения и способов его до­стижения.

Своеобразный фокус мировоззренческих поисков юности — проблема смысла жизни. Юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и пер­спективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу?

Марксистско-ленинская философия и этика оценивают жизнь и деятельность индивида с точки зрения общественных интере­сов. Социальная ценность человека определяется тем, насколь­ко его деятельность способствует прогрессу общества. Посколь­ку человек — существо общественное, его личное счастье тоже зависит от этой деятельности. Чем больше человек дает людям, тем богаче становится он сам как личность. Этот общий ответ очень важен, он дает общую мировоззренческую установку. Но из общего принципа нельзя логически вывести норму индивиду­ального поведения. Между тем, задавая вопрос о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений своей деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: ка­ково мое место в общей борьбе, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способ­ности? На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практи­ческим путем. Форм общественно полезной деятельности много, и заранее, не зная человека, нельзя сказать, где он принесет наи­большую пользу. Да и жизнь человека слишком многогранна, чтобы можно было исчерпать ее каким-то одним видом дея­тельности, как бы он ни был важен. Вопрос, стоящий перед юношей, заключается не только (и даже не столько) в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессии), сколько в том, каким быть (моральное самоопре­деление).

_________________________________________________________________________________

[1] Материалы XXV съезда КПСС. М., Политиздат, 1976, с. 77.

половое просвещение – предыдущая | следующая – рефлексия

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация по семейным проблемам в Москве.