Ступень 3: ситуативная поддержка
Рассмотрение событий последних пяти лет и их значение для развития и течения заболевания поощрили больного заинтересоваться этой взаимосвязью. На этой ступени он был обучен методам релаксации, и рекомендовано лечение антидепрессантами.
Ступень 4: вербализация
Пациент так описывает зависимость между своими расстройствами («Что») и своей проблематикой в области справедливости («Почему»):
Что: сначала — мороз по коже по всему телу или только в горле. Затем – сердцебиение, одышка, затруднение дыхания, возбуждение, дрожь в руках, дрожь в коленках, потливость рук, волнение, порывистые движения. Иду в укрытие, спиной к стене или так, чтобы никого не было сзади, защитно подняв руки. Испуганный, смущенный, прерывающийся голос, словесная окрошка вместо четких фраз, неспособность приветливо улыбнуться, углы губ опускаются, отчего даже доброжелательные слова становятся неприветливыми, вялость, чувство голода и спазмы в желудке. По словам моей жены, бледнею, как полотно; страх перед внезапным возникновением ножа в руках другого или перед тем, что другой вместо слов применит кулак и будет сильнее или коварнее. Даже страх, что меня могут убить.
Когда: при несправедливом устном обращении, поступке или оскорблении действием. Всегда тогда, когда я замечаю или уверен, что меня хотят надуть, плохо обо мне думают, считают меня негодяем, обвиняют в чем-то, оскорбляют меня, лгут мне, и когда я кого- то хочу защитить от кого-либо из своего чувства справедливости. В такой момент я идентифицируюсь, как мне кажется, с другим обвиненным или пострадавшим. И тогда, когда я что-то сделал, что по праву или нет не нравится окружающим, злит или раздражает их.
С точки зрения базового конфликта пациента было понятно отражение актуальной конфликтной ситуации.
Негативные представления больного о себе и объекте содержательно касались затронутых микротравмами актуальных способностей вежливости (ср.: ч.II, гл.26) и искренности (ср.: ч.II, гл.5); последние вместе со справедливостью (ср.: ч.II, гл.1) были проработаны совместно с пациентом как актуальный конфликт. Впоследствии в проблематику справедливости было включено непонимание «определенная или обусловленная судьба» (что мы должны выдерживать или что мы можем изменить).
Ступень 5: расширение цели.
Терапия в течение 10 встреч. Супруга пациента приглашалась на четыре терапевтические беседы. Больной дважды был представлен психотерапевтической исследовательской группе Висбадена (PEW). Эта группа дала ему множество возможностей для переноса. Он чувствовал себя существенно лучше, так как смог осознать невралгический компонент (чрезмерное стремление к справедливости), который постоянно приводил его к описанным состояниям напряжения. В результате он научился успешнее преодолевать критические ситуации. Пациент продолжил терапию у лечившего его невропатолога.
Приложение: опросник для больных рассеянным склерозом.
Ф.И.О._______________________ №___________ Дата_________________________
Тело/ощущения — профессия/деятельность — контакты – фантазия / будущее
1) Есть ли у Вас ощущение, что у Вас «нога за ногу заплетается» или что Вы в любом случае «остаетесь в проигрыше»? Считаете ли Вы, что «утратили ясный взор на что-то» или потеряли «почву под ногами»? Можете ли Вы вспомнить еще какие-нибудь пословицы, применимые к Вашему заболеванию? Что это за пословицы?
2) Кто сообщил Вам о Вашей болезни?
3) Регулярно ли Вы принимаете назначенные Вам лекарства? Знаете ли Вы, как они действуют, что Вы можете ожидать от них и какие побочные действия возможны?
4) Действуют ли Вам на нервы Ваши коллеги, сотрудники, шеф? Какие микротравмы («мелочи» типа непунктуальности, неаккуратности и т.д.) являются поводом для волнения?
5) Ощущаете ли Вы себя обделенным в Вашей профессиональной деятельности? Есть ли у Вас еще шансы для повышения? Отвергаются ли Ваши идеи?
6) Имеете ли Вы в профессиональной сфере «твердые позиции», «основу»? Ваше положение шаткое?
7) Отваживаетесь ли Вы рассказывать другим людям о Вашем заболевании? Скрываете ли Вы диагноз? Какие чувства это рождает в Вас?
8) Готов ли Ваш партнер взять на себя заботу о Вас в том случае, если это будет Вам необходимо?
9) Какие «мелочи» (установка к порядку, чистоте, пунктуальности, бережливости, справедливости и т.д.) нервируют Вас в Вашей личной жизни?
10) Ощущаете ли Вы несправедливость по отношению к себе?
11) Как Вам видится Ваше будущее? Собираетесь ли Вы в дальнейшем работать? Если да: как долго (еще)? Надежно ли Ваше финансовое положение? Нуждаетесь ли Вы в уходе за собой?
12) Является ли Ваше отношение к религиозным, политическим и общественным вопросам чаще негативно отвергающим как, например, «Все равно ничего уже нельзя сделать!»; «Всегда остаешься в проигрыше!»?
13) Можете ли Вы развить духовные интересы заново или восстановить их?
14) Что для Вас является смыслом жизни (стимулом, целью, мотивацией, жизненным планом, смыслом болезни и смерти, жизни после смерти)?
15) Считаете ли Вы свое заболевание также шансом для развития неведомых до сих пор сфер (тело/ощущения, деятельность, контакты, фантазия/будущее)?