Яндекс.Метрика

19.3. Зарубежные методы нейропсихологического обследования детей (А. В. Агранович)

19.3.1. Исторический экскурс

Анализируя историю становления нейропсихологии детства, М. G. Тга- montana и S. R. Hooper (1988) выделили четыре стадии развития детс­кой нейропсихологии в США, характеризующиеся разными подхода­ми к диагностическим процедурам.

Первую стадию они назвали «стадией единичного теста». Этот подход, доминировавший в нейропсихологии с середины 40-х до сере­дины 60-х годов прошлого века, был основан на представлении о том, что поражение мозга проявляется в поведении единым образом незави­симо от локализации и обширности очага или задействованного пато­логического процесса. То есть нарушения психики либо есть, либо их нет. Целью этого подхода являлось отделение детей с мозговой патологией от нормы, для чего, как предполагалось, достаточно одного теста. При­мерами тестов, использовавшихся для выявления «органики» в рамках описываемого подхода, являются тесты Л. Бендера и А. Бентона — Bender Visual Motor Gestalt Test (Bender L., 1938) и Visual Retention Test (Benton A. L., 1963). Стоит отметить, что авторы этих тестов далеко не всегда поощряли их использование в подобных целях.

Вторая стадия была названа стадией батареи тестов и уточне­ния повреждения. Ее начало относится к 60-м годам, когда эксперимен­тальные исследования продемонстрировали, что специально подобран­ные наборы тестов обладают более высокой валидностью в выявлении мозговых поражений у детей. В этот период была адаптирована для ди­агностики детей и подростков нейропсихологическая батарея Halstead- Reitan (HRNB). Исследования показали, что HRNB позволяет не толь­ко выявить поражение мозга как таковое, но также дает возможность довольно точно определить обширность и локализацию поражения.

В силу этого данный инструментарий и его варианты довольно быст­ро заняли ведущее место среди методов нейропсихологического об­следования детей в Северной Америке. По сей день детские варианты HRNB очень популярны в нейропсихологической диагностике.

В. P. Rourke (1982) назвал обе вышеописанные стадии «статической фазой» в развитии клинической нейропсихологии. Общим радикалом для этого периода являлся акцент на выявление поражения мозга и его локализации с целью разделения нормы от патологии на основе эмпи­рического подхода, не имевшего существенной теоретической базы.

В середине 70-х годов прошлого века фокус исследований сместил­ся с выявления собственно поражений мозга на использование нейро­психологических тестов для оценки функционально важных когни­тивных и поведенческих последствий этих поражений. Этой стадии дали название «стадия функционального профиля»: мишенью нейро­психологической диагностики стали не только дети с документированными поражениями мозга, но и те, когнитивные проблемы у которых могли быть следствием мозговых дисфункций, приобретенных в ходе развития или пренатально. Именно в этот период появились нейропсихологические исследования трудностей обучения, акцентировав­шие как специфику этих трудностей, так и различные подходы к их коррекции.

Последующая стадия развития клинической детской нейропсихоло­гии получила название «динамической фазы» (Rourke В. Р., 1982). В рамках этого подхода особое внимание уделяется экологической ва­лидности нейропсихологических тестов. Кроме того, он, очевидно, впи­тал в себя эмпирические и теоретические работы в рамках когнитив­ной и детской психологии, что проявилось как в построении тестов, так и в интерпретации результатов. Оценка отдельных когнитивных компонентов внимания, памяти или речи позволяет рекомендовать бо­лее специфичные методы коррекции. Динамическая фаза занимает ве­дущее место в современной детской нейропсихологии в Соединенных Штатах. Нужно отметить, что акцент ставится не на выявление поражений мозга, а на проведение функциональной диагностики ребенка с точ­ки зрения комплексного биопсихосоциального подхода, что позволяет лучше определить цели и методы воздействия.

19.3.2. Современные методы нейропсихологической диагностики

Согласно подходу, принятому в США, нейропсихологическое обсле­дование ребенка обязательно включает в себя детальное обследование каждой из нижеследующих психических функций:

  • общий интеллект;
  • школьная успеваемость;
  • речевые процессы;
  • зрительно-простраственные функции;
  • сенсомоторный гнозис;
  • праксис;
  • внимание;
  • память;
  • научение;
  • абстрактное мышление.

Помимо этого оцениваются психосоциальные условия жизни ре­бенка (Williams М. A., Boll Т. J., 1997). В Луриевском нейропсихологическом подходе в фокусе исследования находится выявление факторов, лежащих в основе нарушения, а отбор методов обусловлен конкретной задачей исследования и особенностями нарушений у каждого конкретного ребенка. В отличие от этого, в американс­кой психологии, в большинстве случаев, широко используются ста­тистические показатели и довольно обширные и ригидные наборы методик и батарей тестов.

 

диагностика психических функций – предыдущая | следующая – батареи тестов

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога