Яндекс.Метрика

РАЗДЕЛ I. Глава 1 (Методологические предпосылки локализации ВПФ)

РАЗДЕЛ I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

 

Глава 1. Методологические предпосылки теории системной динамической локализации высших психических функций

Наиболее часто нейропсихология определяется в различных учебниках и руководствах как наука, исследующая связь работы мозга pi поведения.

Центральная проблема нейропсихологии — проблема локализации высших психических функций связана с решением вопроса о том, ка­кова мозговая «география» различных психических функций и как, исследуя нарушения психических функции при повреждениях мозга, установить их причину и локализацию в головном мозге.

Такое определение позволяет сформулировать центральные вопро­сы нейропсихологии:

1)  теоретический – в соответствии с какими принципами и как «размещаются» в мозге человека различные психические функ­ции, определяющие его поведение;

2)  методологический — как, анализируя характер нарушения психических функций, поведения при повреждении мозга, устано­вить локализацию психических функций и локализацию мозго­вого поражения.

Большой вклад в решение этой проблемы внес отечественный ученый Александр Романович Лурия (1902-1977), создавший во второй полови­не XX века теорию системной динамической локализации высших пси­хических функций человека, положившую начало современному этапу развития мировой нейропсихологии. В ней получили непротиворечивое объяснение эмпирические факты, накопленные к тому времени, трактов­ка которых осуществлялась в полярных концепциях узкого локализационизма и эквипотенциальности мозга, что вызывало многочисленные споры среди исследователей и приводило либо к попыткам жестко привязать каждую психическую функцию к конкретному участку мозга, либо к отрицанию возможности определить их локализацию.

Отечественная нейропсихология как область психологического зна­ния начинает оформляться после выхода монографий А. Р. Лурия «Травматическая афазия» в 1947 году и «Восстановление функций мозга после военной травмы» в 1948 году. В монографиях обобщены наблюдения над больными с черепно-мозговыми ранениями, полученными в период войны.

Также, как в работах П. Брока и К. Вернике, здесь была показана связь между локализацией мозгового поражения и нарушением определенных психических функций, в частности речевых (афазий). Но, в отличие от предыдущих работ, в утих монографиях была предпринята попытка со­здания концептуального, теоретического обоснования нейропсихологии, целью которой стало изучение роли отдельных систем мозга в осуществ­лении психических функций. В последующем современное свое оформ­ление нейропсихология приобрела в работах «Мозг человека и психичес­кие процессы» (1963 и 1970), «Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга» (1962, 1969), «Основы нейропсихологии» (1973) и ряде других монографий и статей.

В своей научной и практической работе А. Р. Лурия опирался на ряд новых положений, концепций и теорий, разработанных в психологии, физиологии, неврологии в первой половине XX века. Они могут рассматриваться как методологические предпосылки теории системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) человека. Ряд из них имеет непосредственное отношение к проблеме формирования психических функций в онтогенезе.

Большую роль в создании этой теории сыграли идеи и принци­пы, получившие развитие в психологии (работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и других отечественных психологов). Кратко остановимся на каждой из них.

Положение о системной организации ВПФ и динамическом ха­рактере изменений этих систем в онтогенезе. Л. С. Выготский сформулировал подход к выделенным нами проблемам в своих работах по локализации высших психических функций и хроногениому ха­рактеру их формирования, написанных в 30-х годах прошлого века.

Предложенный им системный подход к описанию ВПФ означал отказ от двухэтажной психологии, согласно которой противопостав­ляются высшие (не локализуемые) и низшие, элементарные (локали­зуемые), функции.

Л. С. Выготский дал определение, указывающее на системный ха­рактер ВПФ:

«В процессе психического развития ребенка… происходит не только внутреннее переустройство и совершенствование отдельных функций, но и коренным образом изменяются межфункциональные связи и отношения. В результате возникают новые психологические системы, объ­единяющие в сложном сотрудничестве ряд отдельных элементарных функций. Эти психологические системы, эти единства высшего поряд­ка, заступающие на место гомогенных, единичных, элементарных функ­ций, мы условно называем высшими психическими функциями» (Выгот­ский Л. С., 1984. – Т. 6. – С. 81).

В этой формулировке отражается выраженный системный подход к определению ВПФ, который позволяет его автору сформулировать ряд основных правил развития высших психических функций. Он отмечает, что в онтогенезе биологическая и социальная (историческая) линии развития функций сложно сплетены.

Во-первых, история развития каждой психической функции не является прямым продолжением и усовершенствованием соответ­ствующей элементарной функции, а предполагает коренное измене­ние направления развития в совершенно новом плане. Другими сло­вами, каждая высшая психическая функция является специфическим новообразованием.

Во-вторых, высшие психические функции не надстраиваются над элементарными процессами, как второй этаж, а представляют со­бой новые психологические системы, состоящие из сложного сплете­ния элементарных функций, которые при включении в такую систему начинают действовать по новым законам. Таким образом, каждая выс­шая психическая функция определяется своеобразным сочетанием ряда элементарных функций.

Психическое развитие в онтогенезе, таким образом, представляет собой ряд качественных переходов от одной ступени развития к дру­гой, где каждая предшествующая ступень является основой последу­ющих ступеней или стадий развития.

Л. С. Выготский указывал на хроногенный характер психического развития, рассматривая его этапы с точки зрения «кризисов», переломных периодов в жизни ребенка (кризис новорожденности, одного года, трех, семи, тринадцати лет), во время которых происходят ос­новные, значимые перестройки, открывающие путь качественно но­вым этапам развития.

Эти идеи позволили по-новому подойти к пониманию структуры психических функций и процесса их формирования:

  • развитие психических функций следует рассматривать как фор­мирование сложных систем, иерархически организованных структур, состоящих из ряда компонентов;
  • формирование систем распределено во времени и не носит ли­нейного характера, то есть разные системы и компоненты систем начинают формироваться в разное время;
  • на каждом этапе развития сочетание и взаимодействие как компонентов каждой системы, так и самих систем носит специфический характер.

Системный подход к описанию психических функций поставил вопрос о том, как и по каким принципам осуществляется их связь с ра­ботой мозга в процессе формирования.

 

решение задач – предыдущая | следующая – методологические предпосылки-2

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым