canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Методика сенсомоторной коррекции. Эффектив­ность проведения сенсомоторной коррекции

20.2.5. Интегративные подходы: методика «сенсомоторной коррекции» Т. Г. Горячевой, А. С. Султановой (продолжение)

Сенсомоторная коррекция в центре психологической помощи Просвет.

 

 

При проведении коррекционных упражнений с гиперактивным ре­бенком необходимо разбивать время занятия на блоки (с разными ви­дами деятельности) по 5-8 минут, постепенно это время увеличивая. Также необходимо введение специальной формы внешнего контроля, которая позволяет ребенку не только выполнять нужную последовательность действий, но и самому участвовать в регуляции своей деятельности, — контроль не вместо ребенка, а вместе с ребенком.

В начале проведения коррекции более оптимальна индивидуальная форма занятий, при необходимости возможны и групповые занятия, однако включение в группу более одного ребенка с ГРДВ нецелесо­образно. Практический опыт проведения сенсомоторной коррекции с такими детьми доказывает ее эффективность: снижаются гиперактив­ность и отвлекаемость ребенка, нивелируются нейродинамические на­рушения, улучшается произвольный самоконтроль, снижаются эмоцио­нальная лабильность, проявления негативизма и агрессии. В результате наряду с улучшением показателей психического развития ребенка отмечается улучшение социальной адаптации и детско-родительских отношений в семье. Наиболее выраженные результаты достигаются при работе с детьми в возрасте до 7 лет.

Нарушение активирующей сферы при РДА также может свидетель­ствовать о преимущественном нарушении подкорковых образований (Лебединский В. В., 2003), что позволяет предположить эффектив­ность проведения сенсомоторной коррекции.

Ввиду искажения эмоционально-мотивационной сферы, трудностей установления контакта и своеобразного поведения дети с РДА явля­ются наиболее сложной группой для коррекционной работы. Доста­точно много времени занимает подготовительный этап, направленный на установление контакта и привыкание ребенка к новым условиям; часто приходится прибегать к поощрениям в виде пищевого подкрепле­ния или подкрепления, находящегося в сфере интересов ребенка. Воз­никают также сложности усвоения упражнений, связанные с гиперестезиями, страхами, трудностями тактильного контакта с ребенком.

В начале коррекции занятия целесообразно проводить индивидуаль­но, затем постепенно переводить на смешанную форму (индивидуаль­ные занятия чередуются с групповыми). При этом отмечается довольно интересная динамика состояния ребенка: по мере исчезновения аутичного поведения на первый план выходит задержка психического разви­тия, невротическое или психопатоподобное поведение; дальнейшая ра­бота направлена уже на преодоление этих отклонений.

При работе с детьми, страдающими психосоматическими расстрой­ствами, использование сенсомоторной коррекции обусловлено тем, что данная методика позволяет улучшить функционирование головного моз­га и нервной системы в целом, повышает продуктивность протекания психических процессов, таким образом воздействуя на некоторые не­рвно-психические, физиологические составляющие этиопатогенеза забо­левания. Многие отечественные и зарубежные исследователи полагают, что одним из основных факторов, влияющих на возникновение и течение психосоматических расстройств в детском возрасте, являются дисфунк­ции ЦНС, возникающие, как правило, вследствие отклонений процессов внутриутробного и раннего постнатального развития.

В исследовании Т. Г. Горячевой и А. С. Султановой (2003) было по­казано, что у большинства детей с психосоматическими заболеваниями выявляются функциональная дефицитарность подкорково-стволовых образований мозга, недостаточная сформированность корково-подкорковых связей, наличие признаков нарушений межполушарного взаимо­действия, дисфункций правого полушария и запаздывания функцио­нального созревания лобных долей мозга. Эти дисфункции приводят к инертности психических процессов, астенизации, нарушениям вос­приятия собственного тела, саморегуляции и возникновению алекситимии, к дизонтогенезу психических функций в целом. Наличие цереб­рально-органической патологии при психосоматических расстройствах подтверждается различными клиническими исследованиями (ЭЭГ, РЭГ, МРТ и др.) (Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С., 2002).

Следует отметить, что в ряде случаев дисфункции подкорковых структур мозга являются первичными по отношению к возникно­вению психосоматической патологии (некоторые виды сердечных аритмий, неврозоподобный энурез, функциональные нарушения же­лудочно-кишечного тракта и др.), в остальных случаях мозговые ме­ханизмы включены в обеспечение, реализацию психосоматических взаимосвязей.

Сенсомоторная коррекция направлена на улучшение функциони­рования подкорковых структур, нормализацию активационных про­цессов, улучшение мозгового кровообращения, то есть на преодоление имеющихся у детей с психосоматическими расстройствами наруше­ний морфофункционального созревания мозговых структур. Однако терапевтический эффект сенсомоторной коррекции при психосомати­ческих заболеваниях обусловлен не только улучшением деятельности мозга. Коррекционное действие связано с развитием телесности, ста­новлением психосоматических связей в онтогенезе.

С помощью сенсомоторной коррекции можно воздействовать на ряд факторов, которые выступают в качестве причин нарушения психосо­матического развития, появления психосоматических заболеваний (на­личие субъективной слитности эмоциональных и телесных процессов, нарушение формирования интрацептивных словарей, задержка разви­тия представлений о собственном теле и др.). Сенсомоторная коррек­ция способствует формированию более полной категориальной струк­туры телесного опыта, интеграции в нее соматических ощущений. Особое внимание уделяется становлению схемы тела и образа физичес­кого Я, конструируемых под влиянием различных сенсорных впечатле­ний — кинестетических, тактильных, зрительных, проприоцептивных и др., пространственно-временных представлений, а также под влияни­ем повышения телесной рефлексии, сознательной оценки особенностей собственного тела, накопления соматоперцептивного опыта и получе­ния обратной связи от участников коррекционного процесса.

Метод сенсомоторной коррекции успешно апробировался при таких заболеваниях и психосоматических расстройствах, как: бронхиальная астма, гастродуоденит, тахикардия центрального генеза, дыхательная аритмия, алопеция, нейродермит, дискинезия желчевыводящих путей, энурез, энкопрез, вегетососудистая дистония, аллергические реакции и др. Во всех случаях было отмечено существенное улучшение сомати­ческого состояния ребенка, часто — исчезновение симптомов заболева­ния. Таким образом, сенсомоторная коррекция доказывает свою эффек­тивность и может являться важным элементом психологической работы при проведении комплексной терапии детей, имеющих психосомати­ческие заболевания.

При различных отклонениях в психическом развитии ребенка пер­вичным дефектом в большинстве случаев является функциональная недостаточность субкортикальных структур мозга, часто возникаю­щая вследствие перинатальной патологии. Большинству из исследо­ванных детей в первые годы жизни ставился один и тот же диагноз — перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Кроме того, достаточно часто встречается сочетание различных патологических состояний, напри­мер психосоматические расстройства у детей с ЗПР, гиперактивность у детей-аутистов и др.

В связи с этим возникает вопрос о специфичности того или иного расстройства по отношению к первичному дефекту: почему недостаточ­ность подкорковых и стволовых структур, возникшая вследствие схо­жих отклонений внутриутробного и/или раннего постнатального раз­вития, приводит к развитию различных патологических состояний?

Возможный ответ на этот вопрос может быть связан с тем, что на характер дизонтогенеза оказывают влияние время возникновения и массивность органического поражения центральной нервной си­стемы (Лебединский В. В., 2003). Кроме того, сами подкорково-стволовые структуры являются неоднородными и многофункциональ­ными.

Сенсомоторная коррекция направлена на снижение дисфункций. Через двигательные и сенсорные компоненты осуществляется воздей­ствие на психику ребенка в целом. Использование достаточно дирек­тивного подхода и особым образом организованного взаимодействия с ребенком позволяет рассматривать сенсомоторную коррекцию как интегративный метод, занимающий особое место в ряду других психокоррекционных и психотерапевтических методов и являющийся базисной основой для дальнейшей нейропсихологической коррекции.

 

программа Семаго – предыдущая | следующая – работа в группе детей

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога

Яндекс.Метрика