Яндекс.Метрика

5. Восстановление ВПФ путем использования медикаментозных средств

Есть еще один путь восстановления ВПФ, к которому неоднократно обращались ученые, — путь лекарственной терапии. В период Великой Отечественной войны и сразу после нее она применялась довольно широко. Выше указывалось о ее применении при растормаживании функций путем влияния специфическими веществами — медиаторами — на синаптическую проводимость нейронных комплексов. Одним из распространенных в те времена медиаторов был ацетилхолин, который, однако, оказался нестойким и разрушался ферментом холистеразой, что блокировало процесс синаптической проводимости. Поэтому стали применять антихолистеразные препараты (прозерин, эзерин, дибазол) в целях восстановления нормальной синаптической проводимости и активации временно заторможенных функций. Все это было впервые применено во время Второй мировой войны в случаях огнестрельных черепно-мозговых ранений. Применение прозерина (простегмина) в наблюдениях Передьмана (1947), оказывало положительное влияние на тактильную и болевую чувствительность, а также на двигательную функцию в паретической конечности.

Однако попытки применения прозерина для «растормаживающей» терапии гнозиса, праксиса и тем более речи оказались неэффективными (Лурия, 1948). В 1961 году удалось получить растормаживание сложных гностических и праксических, а также и речевых дефектов (при дизартрии) с помощью нового препарата — галантамина. Он оказался сильным ингибитором холинэстеразы (Винарская, Рудая, 1961).

В последнее время в работах, посвященных реабилитации больных с нарушением ВПФ, в частности с афазией, относительно малое внимание уделяется применению лекарственной терапии. А между тем в процессе восстановительного обучения, как на стадии растормаживания речевых процессов, так и на стадии создания новой функциональной системы речи или ее перестройки, фармакотерапия должна занять определенное место.

В 60—70-е годы в работах, посвященных лекарственной терапии больных с афазией, основное внимание уделялось курареподобным препаратам с точкой приложения в области синапсов — мидакалму, златину, меллиптину {И. А. Крымова, В. В. Алякринский, 1966). Любая функция организма, как показал П. К. Анохин, начинается с афферентного синтеза, и в этой стадии решающее значение принадлежит эмоциональным, мотивационным состояниям и процессам памяти, которые наиболее чувствительны к фармакологическим воздействиям. Мы совместно с Л. Т. Поповой, Н. М. Пылаевой, Н. Ю. Шовской, Р. М. Ерпыловой провели ряд экспериментов с применением четырех препаратов — инстенона, компламина, энцефабола и гамолона. Эти препараты оказывают положительное влияние на церебральный кровоток и процессы метаболизма мозга. Энцефабол и инстенон, кроме того, обладают определенным психотоническим эффектом, возбуждая нейроны ретикулярной формации. Компламин и инстенон улучшают мозговое кровообращение (Цветкова, 1975).

Инстенон применялся peros и в ампулах по 2 мл для внутримышечных инъекций. Препарат использовался в течение 1,5 месяцев по 1—2 драже три раза в день в сочетании с внутримышечными инъекциями № 25. Материал показал, что инстенон оказывал положительное влияние на повышение общей речевой активности и на растормаживание автоматизированной, менее произвольной формы речи. У некоторых больных обнаружилось положительное влияние на повторную речь, процессы называния, письма и чтения. Таким образом, применение инстенона в постинсультном состоянии, особенно у больных с моторными формами афазии, показало его терапевтическую эффективность, влияя на повышение общей работоспособности, общей речевой активности и особенно на повышение эмоционально-волевой сферы. Остальные три препарата также оказывали эффективное влияние на восстановление общей и психической активности, речевой активности, улучшение восстановления в основном непроизвольных форм речи. Наиболее эффективными были курсы восстановления у больных, шедших на фоне компламина и энцефабола (Цветкова, 1975).

Для полного описания путей восстановления ВПФ следует указать еще на один путь — восстановление заторможенных функций путем изменения установки личности. Не всегда торможение функций носит простой характер и его можно снять применением лекарственных воздействий. «В ряде случаев торможение функций является результатом своеобразной фиксации первоначального дефекта», и устранить такой дефект можно только “изменением психических установок личности”» (Лурия, 1948. С. 27). Торможение функций в результате щадящей установки личности описывалось неоднократно (Леонтьев, 1945). Так, при контузии может нередко возникать психогенная реакция, в результате которой восстановление функций затягивается. Чаще всего в этих случаях торможение распространяется широко, захватывая целые функциональные системы. Лекарственная терапия, как показала практика, в этих случаях не помогает. Здесь необходимо психологическое воздействие, которое изменит установку больного и тем самым включит заторможенную функцию в систему активно действующих психических процессов. Таких случаев было много описано во время войны.

Итак, рассмотрено пять возможных путей восстановления высших психических функций, в том числе и речи при афазии. Анализ литературы и наши собственные экспериментальные данные позволяют подвести следующие итоги этого раздела.

1. Пути восстановления имеются, и все они разнообразны.

2. Их разнообразие находится в зависимости от ряда факторов, и прежде всего от топики и обширности поражения мозга, от патогенеза дефекта, от этиологии заболевания, от общего времени протекания заболевания и др.

3. При выборе того или другого пути для преодоления дефектов у больных специалист (нейропсихолог, логопед, врач) должен учитывать всю многофакторность дефекта.

4. Анализ литературы дает основание для важного практического вывода о необходимости одновременного применения не одного, а двух-трех путей восстановления. Так, путь перестройки функциональных систем хорошо сочетается с медикаментозным влиянием и с элементами расторможения функций психолого-педагогическими методами И тем не менее на сегодняшний день в случаях повреждения морфологических образований мозга, т. е. самого вещества мозга, оптимальным и ведущим путем все еще остается рациональное воздействие на дефект методом восстановительного обучения. Наши специальные исследования подтвердили это положение.

                                                                                         Спонтанное восстановление ВПФ – предыдущая  | следующая – Психология речи

    Содержание

Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

Консультация психолога детям, подросткам, взрослым