тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

II. Психология медицинского работника (продолжение)

Практическая психологическая проблема возникает в тех случаях, когда врач заметит, что взаимоотношения между ним и больным разви­ваются неблагоприятно. Тогда врачу не остается ничего другого, как ве­сти себя сдержанно, терпеливо, не поддаваться на провокации, не прово­цировать самому и стараться спокойствием и пониманием постепенно завоевать доверие больного. Таким образом создаем коррективный опыт, т. е. отрицательные проявления больного корригируем при помо­щи собственных положительных проявлений, например, терпеливостью, тактом и толерантностью. И, наоборот, стереотипная, до сих пор, к сожалению, нередко стихийная, «естественная» реакция – злобой на злобу, иронией на иронию, беспомощностью на беспомощность, депрессией на депрессию – усиливает порочное и проблематичное отношение больного и возможности конфликтов и недоразумений возрастают. Та­кое поведение подходящим образом характеризует выражение: «подли­вать масло в огонь». При этом именно такая «естественная» реакция представляет напрасную трату времени, в то время как противополож­ный подход, т. е. принимать больного таким, какой он есть, экономит время врача и медицинских работников, хотя и требует большего самообладания и более глубокого знания взаимосвязей и значения корректив­ного опыта.

4. Взаимоотношения медицинской сестры и больного

Положение и роль медицинской сестры приобретает все большее значе­ние особенно в стационарных медицинских учреждениях. Медицинская сестра здесь проводит в прямом контакте с больным значительно боль­ше времени, чем врач. Больной у нее ищет понимания и опоры. Если врач во взаимоотношениях с больным может в переносном смысле вы­полнять роль «отца», то медицинской сестре в этих взаимоотношениях принадлежит роль «матери». Само понятие «сестра – попечительница» говорит о переносном характере этих взаимоотношений, хотя оно и возникло значительно раньше рассуждений 3. Фрейда о трансфере.

Традиционная подготовка медицинских сестер до недавнего време­ни концентрировалась прежде всего на технической стороне ухода за больными. Само собой разумеется, что ею тоже нельзя пренебрегать. Однако недооценивание психологического подхода медицинских сестер к больным часто приводило к тому, что больные выражали «недоволь­ство» и протестовали против «казенного», «казарменного» поведения некоторых медицинских сестер, несмотря на то, что с физическои точки зрения уход за ними был хорошим. Один из наших больных следующим образом высказался по этому поводу: «У медицинской сестры поведение часто более казенное, чем у врача». С другой стороны, в развитии вза­имоотношений между медицинской сестрой и больным иногда возника­ет опасность несоблюдения определенной необходимой дистанции, по­явления стремления к флирту или к беспомощному сочувствию. Некото­рые медицинские сестры ухудшают свое положение по отношению к больным неконтролированной болтливостью и тем самым вносят кон­фликтные элементы во взаимоотношения между больными. Медицинс­кая сестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного но не должна стремиться решать эти проблемы. Гарди реко­мендует применять следующие методы разговора медицинскои сестры с больным с целью соблюдения выше приведенных принципов:

1. Последнее предложение больного повторить в виде вопроса, на­пример: «Стало быть, Ваша супруга Вас обидела ?»

2. Задать вопрос, обобщающий все сказанное больным: «Если я не ошибаюсь, Вы хотите как можно скорее вернуться домой?»

3. Медицинская сестра не высказывается по поводу невыясненных проблем больного, не посоветовавшись с врачом.

4. Задать отвлеченный вопрос, например, при семейных проблемах во время болезни: «А кто заботится о детях?»

5. Сказать незаконченную фразу: «А если Вы сейчас вернетесь до­мой, так…»

6. Высказаться непосредственно к проблеме: «Это настолько беспо­коит Вас, что Вы не можете остаться в больнице?»

7. Завести разговор о том, что является самым близким для больного: дети, семья, работа, привычки,

Гарди далее выделяет отдельные типы медицинских сестер в зависи­мости от характера и отношения к работе:

  1. Практический тип, отличающийся точностью и строгостью, забывающий иногда о человеческой стороне больного. В парадоксальной форме иногда проявляется, например, в том, что будит спящего больного, чтобы дать ему снотворное.
  2. Артистический тип, отличающийся аффектированным поведением; такая медицинская сестра старается без чувства меры произвести впечатление на больного, старается быть важной;
  1. Нервный тип; такая медицинская сестра часто бывает утомлен­ной, испытывает ощущение, что ее усилия не признаются, раздражена, пациенты около нее не чувствуют себя спокойно. Она старается подсоз­нательно уклониться от некоторых обязанностей, например, из опасения заразиться. У некоторых таких медицинских сестер имеется опасность появления зависимости от лекарств (токсикомания), которым она пыта­ется подавлять и компенсировать свои затруднения.
  2. Мужской тип медицинской сестры, крупного телосложения: ре­шительная, энергичная, самоуверенная, последовательная. Больные ха­рактеризуют ее поведение как «военное». В благоприятном случае ста­новится хорошим организатором и успешно воспитывает молодых ме­дицинских сестер. В неблагоприятном случае такие сестры бывают при­митивными, агрессивными и деспотичными.
  3. Материнский тип медицинской сестры, «милая сестричка», часто пикнического телосложения.
  4. Сестры-специалистки, работающие, например, на электрокардио­графе, электроэнцефалографе; они иногда имеют чувство превосходства над медицинскими сестрами, работающими на отделениях; если они этого не скрывают, то между ними и другим персоналом с чередующи­мися дежурствами бывают напряженные отношения.