Яндекс.Метрика

Лечение и реабилитация (продолжение)

Предупреждение последующих фаз достигается продолжительным лечением солями лития. Начинать это лечение следует, когда диагноз маниакально-депрессивного психоза установлен или дифференциальный диагноз проводится только с шизоаффективным психозом, при котором применение лития также показано для предупреждения рецидивов.

Спешить с назначением солей лития в сомнительных случаях не следует. Иногда рекомендуют даже подождать вторую-третью фазу [Михаленко И. Н., 1982]. Раз начатое лечение должно проводиться годами, его перерыв может провоцировать фазу.

Начало лечения должно совпадать с маниакальной фазой (литий оказывает также купирующее действие на маниакальное возбуждение, но не столь быстрое, как галоперидол или аминазин) или во время светлого промежутка, по миновании депрессивной фазы. Во время депрессии начинать лечение литием не следует — это может затянуть депрессивную фазу [Михаленко И. Н., Кисе­лева И. П., Лапин И. П., 1976]. Обычно используют карбонат лития. Начинают с дозы 0,3 г 2—3 раза в день. Лечение про­водится под контролем содержания лития в крови. Доза подбира­ется так, чтобы его содержание было в пределах 0,6—1,2 ммоль/л. Повышать или снижать ее лучше не более чем на 0,3 г в сутки. При явлениях интоксикации (понос, тошнота, жажда, тремор пальцев рук, сонливость) лечение следует прервать на несколько дней и затем вернуться к уменьшенной дозе. Противопоказаниями являются болезни почек, сердца и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта.

Особенности реабилитации. Как депрессивные, так и маниа­кальные состояния требуют госпитализации — больные должны быть под неусыпным надзором. Депрессии опасны суицидами, а маниакальные состояния — асоциальным поведением. Лишь при нерезко выраженных гипоманиакальных состояниях и повторных субдепрессивных фазах (при отсутствии суицидных мыслей и на фоне лечения) в случае благоприятной домашней обстановки тера­пия может проводиться без госпитализации.

На выходе из маниакальной фазы в продолжительной госпита­лизации нет нужды. Еще на фоне легкого гипоманиакального состояния подростку постепенно представляется более свободный режим, например все более продолжительные домашние отпуска при условии контроля со стороны родных за приемом лекарств. Лучше, чтобы домашние отпуска предшествовали выписке, так как это дает возможность убедиться, что за маниакальной фазой не последует сразу же депрессивная.

Выписка после депрессий должна осуществляться с большей осторожностью. Надо помнить о возможности диссимуляции депрессивных переживаний. Оценивая состояние подростка на выходе из депрессии, следует больше ориентироваться на пове­дение, а не на высказывания об улучшении настроения. О том, что депрессия проходит, свидетельствуют активность в среде сверст­ников, участие в развлечениях, спокойных сон, хороший аппетит, прибавка массы тела. Домашние отпуска на выходе из депрессий рекомендуются при благоприятной атмосфере в семье и постоян­ном, но тактичном и незаметном для подростка наблюдении за ним со стороны близких. Как во время домашнего отпуска, так и при выписке риск суицида сводится до минимума, если у лечащего врача с больным имеется глубокий доверительный эмоциональный контакт. Если уверенности в полном миновании депрессии нет, то выписка целесообразна не ранее чем через 2 нед после того, как исчезли все объективные признаки депрессии.

При исчезновении острых проявлений мании и депрессии подростков надо сразу же привлекать к труду в пределах палаты или отделения, даже к школьным занятиям в облегченном виде — больничном классе или самостоятельно. В отношении участия в развлечениях , подростков, перенесших манию, необходимо некоторое ограничение, а на выходе из депрессии не следует слишком активно подталкивать к развлечениям.

Психотерапия является вспомогательным, но тем не менее необходимым компонентом лечения. На высоте маниакального состояния специальная психотерапия не показана. Больной нуждается в покое. Главным психотерапевтическим приемом в этом периоде является тактика коротких быстрых бесед: несколько вопросов о самом главном и несколько фраз о лечении и режиме. Продолжительный контакт возбуждает больного. По миновании мании необходима рациональная индивидуальная психотерапия: надо помочь подростку разобраться в болезненной природе пере­несенного состояния, убедить в необходимости лечения, преду­предить о возможности депрессии и ее проявлениях и тактично скорригировать планы на будущее.

При депрессиях психотерапия необходима даже на высоте этих состояний при полной внешней безучастности подростка к утешениям или негативном отношении к опровержению его депрессивных мыслей. На высоте депрессий это должны быть ежедневные короткие (5—10 мин) индивидуальные беседы: тихим и спокойным голосом, говоря медленно, надо успокаивать и ободрять больного, опровергать его болезненные высказывания. В период депрессии может казаться, что эти слова не доходят до сознания больного, но по миновании болезненного состояния нередко приходится слышать, что такая поддержка была нужна, и эти беседы вспоминаются с большой теплотой. При ослаблении депрессий следует прибегнуть к тактике отвлечения от болезненных переживаний — попытаться беседовать о том, что подростка ранее интересовало, развлекало и привлекало — надо стараться, чтобы он сам рассказывал о своих хобби, интересах, прежних занятиях. Наконец, по миновании депрессии приступают к выполнению той же задачи, что и в конце мании, т. е. стремятся помочь критически оценить болезненные переживания, убедить в необходимости лечения, вселить оптимистическое отношение к своему будущему. Необходима также семейная психотерапия: члены семьи должны быть подготовлены к тому, чтобы в период интермиссии относиться к подростку как к здоровому, следя лишь за лечением литием, но не ограничивая его в активности и не снижая к нему обычных требований. И, вместе с тем, близкие должны быть ознакомлены с первыми признаками обеих фаз, чтобы не пропустить их начала. При стойкой и продолжительной интер­миссии подростки, страдающие маниакально-депрессивным психо­зом, не нуждаются в специальных реабилитационных мероприя­тиях. Они могут учиться и работать без существенных профессио­нальных ограничений.

маниакальное состояние – предыдущая | следующая- аффективно-шоковые реакции

Подростковая психиатрия. Содержание.