canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Личностные изменения при эпилепсии. При каких условиях возникают личностные изменения?

Глава 24. Психические нарушения при эпилепсии у подростков

Эпилептические изменения личности в подростковом возрасте

Клиническая картина. Подобные изменения развиваются далеко не у всех больных эпилепсией. Чаще они возникают у тех, кто заболел с раннего детства, страдал частыми припадками, ма­ло и нерегулярно лечился. Однако иногда эти изменения могут по­явиться в подростковом возрасте без этих отягощающих обсто­ятельств и при довольно редких припадках. Видимо, сам пубертат­ный период может сыграть роль преципитирующего фактора.

Изменения личности обнаруживают большое сходство с опи­санной в гл. XIV конституциональной эпилептоидной психопатией. Благодаря этому последняя и получила свое название. Имеются склонность к дисфориям, эксплозивность с застойностью аффекта, усиление влечений, сочетание злобной мстительности и злопамят­ности со слащавой сентиментальностью. Появляются у этих боль­ных и мелочная аккуратность, и скупость, и недоверие к людям, и властолюбие, и тщательная забота о своих интересах в ущерб другим. Отличие состоит в том, что при эпилепсии дело не ограни­чивается изменениями характера — болезнь сказывается на всей личности — и на особенностях интеллекта, и на способностях, и даже на мировоззрении.

Личностные изменения начинаются сужением интересов, сосредоточением их на собственной особе, соблюдением своих выгод. Падает способность усваивать абстрактные знания, даже все те сведения, которые не имеют к самому подростку непосредственного отношения. Поэтому обычное школьное образование затрудняется, а в дальнейшем может стать совершенно недоступным. Быстро слабеет творческое воображение. При затруднениях в умственной работе нарастает аффективное напряжение.

Становится все более трудным отличать существенное от второ­степенного (застревание на деталях). Постепенно появляется олигофазия: беднеет запас слов, которым подросток может активно пользоваться, в беседе он начинает затрудняться в подыскании нужного слова. Все более страдает память — особенно так называ­емое механическое запоминание нового материала — выучить что-либо становится непосильной задачей. При этом нарушается как кратковременная, так и долговременная память. Однако избирательно надолго запечатлевается и легко воспроизво­дится все, что связано с отрицательным аффектом. Поэтому не забывают самых мелких обид, невнимательного отношения к себе. Элементарные навыки, ориентировка в бытовых вопросах неплохо сохраняются даже при выраженном слабоумии. Однако критическое отношение к своей собственной умственной неполно­ценности утрачивается довольно рано. Работоспособность наруша­ется прежде всего вследствие нарастающих затруднений в пере­ключении с одного занятия или действия на другое. В беседе также не могут быстро сменить тему. В деталях погрязают как в раз­говоре, так и при выполнении любой работы. Все более нарастает медлительность.

В отличие от эпилептоиднсй психопатии заметно нарушается моторика: обнаруживаются нё только тяжеловесность и медлитель­ность движений, но и неловкость, обусловленная силовой перегруз­кой тех движений, которые такой силы не требуют, скупость жес­тов, бедность мимики и вместе с тем иногда множество ненужных синкинезий, а также плохая дифференциация тонких движений, ручная неумелость.

Настроение почти всегда бывает угрюмым, а отношение к окружающим недоверчивым и подозрительным. Не любят новых людей, смены обстановки, перемены занятий.

Фанатичная религиозность, еще в начале текущего столетия считавшаяся присущей эпилептическим изменениям личности, современным подросткам несвойственна. Однако определенная психологическая подоплека этой религиозности сохранилась. Она дает себя знать фанатичной приверженностью к усвоенным иде­алам, которые воспринимаются буквально, без учета ситуации и которые, с их точки зрения, не подлежат никаким коррективам в соответствии с велениями времени. Такие подростки начинают тупо и жестоко преследовать тех сверстников, которые, по их представлению, недостаточно ретиво относятся к этим идеалам.

По мере ослабления интеллекта утрачивается способность сдерживать влечения. Подростки становятся открыто, даже цинично сексуальными, обнаруживают склонность к сексуальной агрессии, садистские стремления.

Истероидный вариант изменений личности чаще встречается у девочек 11 —15 лет при височной эпилепсии, наличии истероидной акцентуации в преморбиде, особенно у тех, кому с детства родители из-за болезни во всем потакали. Склонны демонстрировать свою болезнь, добиваясь поблажек и снисхождения. Обнаруживается склонность при конфликтах провоцировать у себя припадки или симулировать их. Характерны истерические респираторные приступы с цианозом, сложными и вычурными судорогами, но без полной утраты сознания. [Есенова М. С., 1982].

Исход и прогноз. При быстром темпе нарастания личностных изменений в подростковом возрасте исход обычно неблагоприят­ный — развивается эпилептическое слабоумие. Чем медленнее темп нарастания изменений, тем лучше предсказание.

Патогенез. Причина описанных изменений не вполне ясна, хотя их связь с эпилепсией несомненна. Иногда их считают прос­тым следствием частых и тяжелых припадков или одним из прояв­лений того же патологического процесса, что лежит в основе эпилепсии. Иногда некоторые из личностных изменений рассматри­вают как компенсаторные (аккуратность, медлительность и т. п.). Но имеются указания, что эти особенности могут предшествовать появлению припадков, т. е. именно с них может начинаться бо­лезнь. Эпилептоидная акцентуация в преморбиде вовсе не явля­ется обязательной предпосылкой.

Профилактика, лечение, реабилитация. Чем раньше начина­ется, чем регулярнее и интенсивнее проводится противоэпилептическое лечение, тем меньше вероятность личностных изменений. Если они появляются, то подросток нуждается в специальном режиме и реабилитационных мерах. Режим должен быть трудо­вым, даже несмотря на частые припадки. Необходимо обучение несложным трудовым процессам, требующим аккуратности в выполнении стереотипной работы, которая давала бы подростку значимый для него заработок. Школьное обучение должно стро­иться по сокращенной программе с исключением заданий, предъ­являющих требования к абстрактому мышлению и творческому воображению. Необходимо также значительное увеличение вре­мени на выполнение заданий.

Подростки, у которых начинаются личностные изменения, нуждаются в постоянной поддерживающей индивидуальной психотерапии — во внимании, участии и терпении в беседе с ними.

Лечебные процедуры должны тщательно регламентироваться. В качестве лекарственного препарата, смягчающего личностные изменения, рекомендуется испробовать финлепсин (тегретол) по 0,2 — 0,4 г 2 — 3 раза в день с постепенным увеличением дозы от минимальной.

энцефалопатия – предыдущая | следующая – сумеречные состояния

Подростковая психиатрия. Содержание.

 

Яндекс.Метрика