Яндекс.Метрика

Глава 24. Психические нарушения при эпилепсии у подростков

Эпилептические изменения личности в подростковом возрасте

Клиническая картина. Подобные изменения развиваются далеко не у всех больных эпилепсией. Чаще они возникают у тех, кто заболел с раннего детства, страдал частыми припадками, ма­ло и нерегулярно лечился. Однако иногда эти изменения могут по­явиться в подростковом возрасте без этих отягощающих обсто­ятельств и при довольно редких припадках. Видимо, сам пубертат­ный период может сыграть роль преципитирующего фактора.

Изменения личности обнаруживают большое сходство с опи­санной в гл. XIV конституциональной эпилептоидной психопатией. Благодаря этому последняя и получила свое название. Имеются склонность к дисфориям, эксплозивность с застойностью аффекта, усиление влечений, сочетание злобной мстительности и злопамят­ности со слащавой сентиментальностью. Появляются у этих боль­ных и мелочная аккуратность, и скупость, и недоверие к людям, и властолюбие, и тщательная забота о своих интересах в ущерб другим. Отличие состоит в том, что при эпилепсии дело не ограни­чивается изменениями характера — болезнь сказывается на всей личности — и на особенностях интеллекта, и на способностях, и даже на мировоззрении.

Личностные изменения начинаются сужением интересов, сосредоточением их на собственной особе, соблюдением своих выгод. Падает способность усваивать абстрактные знания, даже все те сведения, которые не имеют к самому подростку непосредственного отношения. Поэтому обычное школьное образование затрудняется, а в дальнейшем может стать совершенно недоступным. Быстро слабеет творческое воображение. При затруднениях в умственной работе нарастает аффективное напряжение.

Становится все более трудным отличать существенное от второ­степенного (застревание на деталях). Постепенно появляется олигофазия: беднеет запас слов, которым подросток может активно пользоваться, в беседе он начинает затрудняться в подыскании нужного слова. Все более страдает память — особенно так называ­емое механическое запоминание нового материала — выучить что-либо становится непосильной задачей. При этом нарушается как кратковременная, так и долговременная память. Однако избирательно надолго запечатлевается и легко воспроизво­дится все, что связано с отрицательным аффектом. Поэтому не забывают самых мелких обид, невнимательного отношения к себе. Элементарные навыки, ориентировка в бытовых вопросах неплохо сохраняются даже при выраженном слабоумии. Однако критическое отношение к своей собственной умственной неполно­ценности утрачивается довольно рано. Работоспособность наруша­ется прежде всего вследствие нарастающих затруднений в пере­ключении с одного занятия или действия на другое. В беседе также не могут быстро сменить тему. В деталях погрязают как в раз­говоре, так и при выполнении любой работы. Все более нарастает медлительность.

В отличие от эпилептоиднсй психопатии заметно нарушается моторика: обнаруживаются нё только тяжеловесность и медлитель­ность движений, но и неловкость, обусловленная силовой перегруз­кой тех движений, которые такой силы не требуют, скупость жес­тов, бедность мимики и вместе с тем иногда множество ненужных синкинезий, а также плохая дифференциация тонких движений, ручная неумелость.

Настроение почти всегда бывает угрюмым, а отношение к окружающим недоверчивым и подозрительным. Не любят новых людей, смены обстановки, перемены занятий.

Фанатичная религиозность, еще в начале текущего столетия считавшаяся присущей эпилептическим изменениям личности, современным подросткам несвойственна. Однако определенная психологическая подоплека этой религиозности сохранилась. Она дает себя знать фанатичной приверженностью к усвоенным иде­алам, которые воспринимаются буквально, без учета ситуации и которые, с их точки зрения, не подлежат никаким коррективам в соответствии с велениями времени. Такие подростки начинают тупо и жестоко преследовать тех сверстников, которые, по их представлению, недостаточно ретиво относятся к этим идеалам.

По мере ослабления интеллекта утрачивается способность сдерживать влечения. Подростки становятся открыто, даже цинично сексуальными, обнаруживают склонность к сексуальной агрессии, садистские стремления.

Истероидный вариант изменений личности чаще встречается у девочек 11 —15 лет при височной эпилепсии, наличии истероидной акцентуации в преморбиде, особенно у тех, кому с детства родители из-за болезни во всем потакали. Склонны демонстрировать свою болезнь, добиваясь поблажек и снисхождения. Обнаруживается склонность при конфликтах провоцировать у себя припадки или симулировать их. Характерны истерические респираторные приступы с цианозом, сложными и вычурными судорогами, но без полной утраты сознания. [Есенова М. С., 1982].

Исход и прогноз. При быстром темпе нарастания личностных изменений в подростковом возрасте исход обычно неблагоприят­ный — развивается эпилептическое слабоумие. Чем медленнее темп нарастания изменений, тем лучше предсказание.

Патогенез. Причина описанных изменений не вполне ясна, хотя их связь с эпилепсией несомненна. Иногда их считают прос­тым следствием частых и тяжелых припадков или одним из прояв­лений того же патологического процесса, что лежит в основе эпилепсии. Иногда некоторые из личностных изменений рассматри­вают как компенсаторные (аккуратность, медлительность и т. п.). Но имеются указания, что эти особенности могут предшествовать появлению припадков, т. е. именно с них может начинаться бо­лезнь. Эпилептоидная акцентуация в преморбиде вовсе не явля­ется обязательной предпосылкой.

Профилактика, лечение, реабилитация. Чем раньше начина­ется, чем регулярнее и интенсивнее проводится противоэпилептическое лечение, тем меньше вероятность личностных изменений. Если они появляются, то подросток нуждается в специальном режиме и реабилитационных мерах. Режим должен быть трудо­вым, даже несмотря на частые припадки. Необходимо обучение несложным трудовым процессам, требующим аккуратности в выполнении стереотипной работы, которая давала бы подростку значимый для него заработок. Школьное обучение должно стро­иться по сокращенной программе с исключением заданий, предъ­являющих требования к абстрактому мышлению и творческому воображению. Необходимо также значительное увеличение вре­мени на выполнение заданий.

Подростки, у которых начинаются личностные изменения, нуждаются в постоянной поддерживающей индивидуальной психотерапии — во внимании, участии и терпении в беседе с ними.

Лечебные процедуры должны тщательно регламентироваться. В качестве лекарственного препарата, смягчающего личностные изменения, рекомендуется испробовать финлепсин (тегретол) по 0,2 — 0,4 г 2 — 3 раза в день с постепенным увеличением дозы от минимальной.

энцефалопатия – предыдущая | следующая – сумеречные состояния

Подростковая психиатрия. Содержание.