Яндекс.Метрика

Этапы развития и возрастные кризисы (продолжение)

Одним из самых сложных этапов в жизни человека является кризис середины жизни (так называемый, кризис среднего возраста) (37-45 лет), когда у человека вдруг начинается приступ недовольства собой и близкими, возникает тоска и чувство грусти, когда он задается философскими вопросами «Кто я есть?», «Для чего я существую?», «Живу ли я своей жизнью?», «Все ли успею?». В этот период мы испытываем на себе наибольшее давление со стороны жизни. Это давление возникает как результат испытаний в карьере, возросших обязанностей в семье, обилие значимых и малозначимых связей и т.п. Известный американский психолог Эрик Эриксон считал, что на этой стадии происходит борьба между установкой на продуктивное развитие и состоянием застоя, причем продуктивность развития оказывается тесно связанной с возможностью заботиться не только о себе, но и о других.

В этот же момент мы впервые начинаем отчетливо осознавать, что жизнь не бесконечна. Именно в кризис среднего возраста у человека появляется глубокое осознание собственной природы, как смертного существа. В ответ на это осознание происходит переоценка собственной жизни, меняется отношение к работе, семье, к качеству жизни и к смыслу существования.

После сорока, а именно в возрасте 46-50 лет, начинается период второй молодости. Людей этого возраста иногда сравнивают с подростками: во-первых, в организме происходят гормональные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами, а во-вторых, вновь обостряется чувство самости, люди готовы отстаивать свое Я при малейшей угрозе независимости. В этот период возникает так называемый «кризис пустого гнезда». Наиболее уязвимыми к этому состоянию являются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками, так как мысль о «пустом гнезде», которым станет их дом, покинутый детьми, приводит их в отчаяние, теряется смысл жизни. Однако многие видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Благодаря открывшимся преимуществам возраста (возможность думать уже не только о собственных детях и семье) становится возможной реализация скрытых до этих пор ресурсов. Таким образом, перед людьми, успешно совладавшими с этим кризисом, открывается множество новых перспектив.

Зрелость завершается периодом осмысленной зрелости (51-65 лет), основной целью которого является укрепление и подтверждения жизненного статуса. Наиболее актуальными становятся вопросы: «Что останется после меня? Кому передать все, что я прожил, понял и достиг?» Некоторые в этом возрасте начинают отчетливо ощущать свое одиночество, осознавать отсутствие значимых интересов, испытывать горечь и разочарование от бесполезности, пустоты прожитой жизни. Другие же, наоборот, начинают видеть новые перспективы для личного развития, вместо обесценивания прежних заслуг, ищут новые сферы для приложения своих душевных и творческих сил (по данным исследований, пик творческой активности, а также главных открытий и идей, у представителей фундаментальных научных дисциплин приходится на период 40-60 лет).

После 70 лет в жизни человека наступает период жизненной мудрости — старость. Многие ошибочно считают, что старость периодом пассивности и личных ограничений, однако это лишь широко распространенный стереотип. Американский психотерапевт Карл Витакер говорил: «Бернард Шоу сказал, что юность — такое прекрасное время для жизни, что стыдно тратить его в юности. Я бы добавил сюда, что старость — такое прекрасное время, что стыдно ждать его так долго!» Многие выдающиеся личности создали свои лучшие произведения в старости: Тициан написал «Битву при Леранто», когда ему было 98 лет, и создал свои лучшие произведения после 80; Микеланджело завершал свою скульптурную композицию в храме Святого Петра в Риме на девятом десятке жизни; Гёте создал бессмертного Фауста в 80 лет; в 71 год Галилео Галилей открыл вращение Земли вокруг Солнца.

Почему же, несмотря на все эти примеры, мы так боимся своего возраста? Почему одна мысль о надвигающейся старости вызывает в нас огромное количество негативных переживаний?

Все страхи, порождающие это состояние, условно можно разделить на связанные с физическим и социальным благополучием.

психологический возраст и возрастные кризисы – предыдущая | следующая  – страх смерти

К странице автора статьи, практического психолога Макогон И.К.

Преодоление кризиса среднего возраста. Запись на психологическую консультацию