Некий субстрат речевой деятельности, некая ее биологическая основа, о наличии которой говорят факты экспериментальной физиологии, не есть достаточное условие овладения языком, развития языковой способности. Сейчас уже хорошо известно, что закрепление смыслов («глубинных структур») возможно только на основе предметной и орудийной (практической, социальной по характеру) деятельности ребенка. Об этом, в частности, говорят факты неудач обучения слепоглухонемых детей речи без опоры на практические действия. «Эта „речь”… распадалась, не оставляя следа» [Мещеряков 1960, 113].
Между социальными и естественными факторами имеется диалектическая связь, причем социальное может в определенных пределах основываться на естественном. Например, показано, что неандерталец из-за особенностей своего анатомического строения не мог произносить тех звуков, которые существуют в современных языках [Liberman, Crelin 1972]. Можно думать, что и применительно в целом к языковой способности человека принцип детерминизма социального естественным сохраняет свою объяснительную силу.
Вопрос состоит в том, что является необходимым и ведущим и чем определяется формирование и развитие языковой способности человека.
Рассмотрим в этой связи основные тезисы Н. Хомского относительно языковой способности ребенка. Теория языка, сформулированная Н. Хомским, органически включает объяснение усвоения языка детьми [Chomsky 1959, 1965, 1968]. Этот вопрос подробно рассматривается в ряде работ. На основе этих работ дадим обобщенную картину пути усвоения родного языка в детском возрасте, как она рисуется Н. Хомским.
Представляется необходимым отметить, что теория Н. Хомского не является психолингвистической, хотя он показал, что «языковая активность» может получить адекватное объяснение только при помощи двухуровневой теории (и неважно, как именно мы назовем эти уровни — «глубинными» и «поверхностными» структурами или как-то иначе. Это дало психолингвистике критерии адекватного предмету способа исследования «языковой способности». Иначе говоря, появление трансформационной грамматики заставило психолингвистов совершенно по-новому взглянуть на язык. Естественно, что данное обстоятельство побудило их к экспериментальной проверке отдельных положений теории Н. Хомского и, вообще, к экспериментальному исследованию речевого поведения. Как отмечает Д. Грин,, «центр внимания ученых переместился (после появления трансформационной модели.— Л. Ш.) на исследования речевого поведения людей, порождающих предложения, и на поиски точного однозначного соответствия между правилами грамматики и речевым поведением» [1976, с. 330]. Впрочем, эти эксперименты, хотя они посвящены самым разным аспектам речевого- поведения, объединяет полное отсутствие концептуальной базы [Фрумкина 1978], однако, на наш взгляд, в силу факторов, отмеченных Д. Грин, они имеют определенное значение. Главная заслуга этих экспериментов состоит в том, что факты речевого поведения сами по себе стали предметом специального исследования.
Рассмотрим критику Н. Хомским бихевиоризма.
1. Бихевиористы обращают внимание только на те явления, которые доступны наблюдению, отказываясь от попыток проникнуть в сущность. Такой отказ объясняется неким объективизмом. Из этого Н. Хомский выводит, что бихевиоризм в принципе не способен дать ясного ответа на вопрос о том, что усваивается ребенком, поскольку знания человека и его языковая способность не полностью и не всегда находят внешнее проявление.
2. Язык для бихевиористов, как пишет Н. Хомский,— это «структура привычек», «сеть ассоциативных связей», «умение нечто делать». Это является закономерным выводом из общего методологического принципа бихевиоризма, полностью исключающего всякую сознательность.
3. Все это определяет и подход бихевиористов к процессу развития речи. В этом процессе бихевиористы отдают предпочтение подражанию. Последнее обстоятельство полностью исключает возможности активности ребенка в обращении с речевой деятельностью и наличие творческого начала в усвоении языка. Ребенку приписывается пассивный подход к языковым явлениям.
Общим выводом из упомянутых положений является полное господство формулы «s — r» «стимул — реакция» в человеческой деятельности, в частности в речевой деятельности. Но следует отметить, что в данной критике бихевиоризма содержится ряд тезисов, с которыми трудно согласиться: скептическое отношение к наблюдаемым фактам поведения, отрицание роли опыта, полный отказ от обобщений, ассоциаций, отрицание роли тренировки и упражнений в процессе развития и т. п.
Другой, тоже критикуемый Н. Хомским подход к изучению языковой способности — это эмпиризм, противопоставленный рационализму. Однозначно трудно определить, что имеется в виду, когда говорится об эмпиризме, иногда называемом «научным натурализмом». Скорее всего, это собирательное название для критикуемого подхода, когда приоритет при усвоении языка принадлежит влиянию среды и опыту. По мнению Н. Хомского, высокий уровень речевого развития, достигаемый ребенком за сравнительно короткое время, опровергает мнение о том, что этот уровень может достигаться за счет опыта.
Эмпирические исследования, как отмечает Н. Хомский, предполагают существование только системы периферических анализаторов и определенных индуктивных принципов. Результаты опыта передаются и перерабатываются с помощью этих анализаторов, а полученные таким образом знания с помощью действия индуктивных принципов и аналитических механизмов передаются на другие области. В эти механизмы входят способности сегментировать и классифицировать данные, передаваемые через системы рецепторов. Понятия о процессах сегментации, классификации, субституции были сформулированы в рамках структурной лингвистики и бихевиоризма.
Языковая способность – предыдущая | следующая – Усвоение языка