canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

коррекция потери речи ритмикой. Перспективы коррекции потери речи ритмикой

3.1.3. Нарушение повторения и понимания речи. Новый подход к классификации афазии (продолжение)

У исследователей возник вопрос, который может представлять значительный интерес. А. Р. Лурия писал по этому поводу:«… не может ли сохранность музыкальных (просодических) процессов быть использована больными с афазией для известной компенсации речевых процессов?» {Цветкова, 1979). Решение этого вопроса могло бы представить существенный теоретический и, безусловно, практический интерес. И в одной из своих работ А. Р. Лурия показал, что обращение к ритмической просодической речи может быть использовано как прием частичной компенсации речевых дефектов, возникающих при семантическом варианте амнестической афазии. В этой работе им было показано на основе многолетней работы с больным  с резко выраженными нарушениями актуализации нужных слов и логико-грамматических конструкций, а также и грубым нарушением понимания таких конструкций, что больной нашел прием поиска и нахождения нужных слов — это путь использования «ритмизированной прозы». Психологическая сущность этого приема заключалась: 1) в отвлечении внимания от сознательных поисков слов; 2) опоре на сохранные у больного автоматизированные синтагматические структуры речи; 3) использовании в первую очередь стереотипного ритмизированного просодического строения плавной речи. Внимание больного, использующего этот прием, начинало перемещаться на построение ритмико-мелодического потока и поиски слов, включаясь в этот поток, становилось автоматизированным. Больной создавал «ритмизированную прозу» {Цветкова, 1979). А. Р. Лурия приводит пример такой прозы больного 3., которая и являлась приемом нахождения нужных слов. «Да, есть мне совсем неохота, ни хлеба, ни сала, ни щей — к пище пропала охота от раны моей вот такой…» {Цветкова^ 1979. С. 160). Легко видеть, что поиск отдельных слов и сложных грамматических конструкций замещается здесь процессом использования ритмико-просодических, «музических» стереотипов, которые у больного остались сохранными, так как у него было поражение теменных зон коры левого полушария. Этот «метод ритмики речи» получил дальнейшую теоретическую и практическую разработку в наших работах, он применяется в работе с разными формами афазии, в частности при динамической, акустико-мнестической афазии и др.

Эта работа и те факты, которые в ней отражены {Цветкова, 1979; Лурия, 1968), как видно из ее краткого изложения, действительно доказывают, что имеет место «различие психологического порождения обычной “прозаической” речи, с одной стороны, и ритмизированной “поэтической” речи — с Другой» {Цветкова, 1979. С. 157). Описанные работы и в случае с композитором Ш. и с больным 3. дают возможность увидеть как сохранность «музических» (просодических, ритмизированных) элементов речевого высказывания помогает преодолению амнестических дефектов речи при афазии в последнем случае и восстановлению устной экспрессивной и письменной речи — в первом.

Эта идея получила подтверждение и дальнейшее развитие в наших экспериментальных исследованиях динамической афазии и в восстановительном обучении. В этих работах удалось показать, что больные с динамической афазией, у которых полностью отсутствовала активная спонтанная речь, но были сохранны все формы репродуктивной речи, как только им давались ритмико-мелодические методы, метод интонирования и простукивания ритма фразы с опорой на фишки (кусочки картона, бумаги), выносящие вовне линейную структуру фразы, сразу могли проговорить целую фразу, а затем несколько фраз и высказывание.

Подробнее об этом будет написано в соответствующих главах этой книги. Здесь же мы хотели показать, во-первых, разницу в механизмах порождения «прозаической» и «поэтической» (ритмизированной, интонированно-«музической») речи, с одной стороны, и разную локализацию поражения мозга при поражениях этих характеристик речи — с другой. Во-вторых, что логико-грамматические и ритмико-интонационные составляющие речевого процесса могут играть взаимозамещающую роль. В-третьих, что речевой и музыкальный слух локализуются в разных полушариях мозга: первый — в левом, а второй — в правом. И наконец, неоценимую роль научного подхода к разработке методов восстановительного обучения и в целом — к восстановлению высших психических функций.

Мы закончили весьма краткий обзор наших новых экспериментальных фактов в исследовании афазии, которые углубляют и несколько меняют представления об афазии и теоретическое их осмысление. Этот материал является частью научного фундамента восстановления ВПФ и восстановительного обучения.

3.1.3. Нарушение повторения и понимания речи. Новый подход к классификации афазии (продолжение)– предыдущая  | следующая –  3.2. Нейролингвистический аспект афазии

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

Яндекс.Метрика