Детские страхи (продолжение)

Автор статьи – детский специалист Сутулина Анна

Теперь поговорим о том, как помочь ребёнку справиться с возникающими  страхами, как не допустить перерастания нормальных страхов в патологические и какие возможны методы коррекции патологических страхов. В случае возрастных и ситуационных страхов (вызванных определённой ситуацией – например, сильно напугал внезапный резкий звук) очень важно:

  1. Успокоить ребёнка, побыть рядом с ним, обеспечить ему чувство безопасности, проявить сочувствие, понимание. Помните, что ребёнку тягостно испытывать чувства, которые другие люди не понимают. Не стоит говорить ребёнку, что всё это глупости, и он сам себе многое придумал.
  2. Не стыдить ребёнка за испытываемый страх, не смеяться над ним, и уж тем более не ругать, не кричать на него если он чего-то отказывается из-за страха.
  3. Не заниматься «закаливанием», то есть если ребёнок боится темноты, не нужно оставлять спать его в темноте «чтобы привыкал». Это только усилит реакцию страха и нанесёт удар по эмоциональному благополучию ребёнка.
  4. Не стоит ради послушания пугать ребёнка ничем и никем.
  5. Когда у ребёнка возникла реакция страха попробуйте отвлечь его, переключите его внимание на интересную игрушку, поиграйте с ним.
  6. Не стоит оставлять ребёнка одного в незнакомой обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-либо неожиданного. Помните, что изначально ребёнок исследует неизвестное рядом со взрослым.
  7. В то же время поощряйте самостоятельность ребёнка, развивайте в нём уверенность в себе и своих силах. Тогда ребёнок будет уверен, что он справится с трудными, возможно опасным ситуациями.
  8. Исчезновение большего количества страхов связано с развитием ориентации и познания. Полноценное умственное воспитание, ответы на вопросы ребёнка, полноценная ориентировка в ситуации – профилактика детских страхов. То есть чем больше ребёнок знает и понимает, тем меньше у него будет страхов. Попробуйте разобраться вместе с ребёнком в том, что его пугает, дайте ему рациональное объяснение происходящего. Почитайте про пугающий объект в книгах, посмотрите фильм. Как правило, в таких случаях страх уходит.
  9. Не допускайте чрезмерного фантазирования ребёнком, ухода в воображаемый мир. Причиной этого может быть увлечение компьютерными играми, литературой в стиле фэнтези и т.п. Возвращайте ребёнка в реальный мир с реальными людьми, существующими животными и т.п.
  10. Обсудите с ребёнком его страх, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребёнок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться.
  11. Можно попробовать вместе с ребёнком сочинить сказку или рассказ на тему его страха. В конце сказки герой должен обязательно победить страх.
  12. Очень хороший метод борьбы со страхом – нарисовать его вместе с ребёнком. Пусть ребёнок нарисует свой страх, после вы можете сжечь бумажку с рисунком, и объяснить ребёнку, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от сожженной бумажки можно развеять или выкинуть. Не забудьте в процессе хвалить ребёнка, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.
  13. Один из лучших методов коррекции детских страхов – это, конечно же, игра. В игре ребёнок может проиграть пугающие его ситуации, попробовать разные методы борьбы со страхами. Кроме того, игра – это источник положительных эмоций. радости от общения со сверстниками, возможности примерить на себя разные роли. В игре ребёнок учится понимать свои чувства и чувства других людей, распознавать разные эмоциональные состояния и выражать их культурно приемлемым способом. Групповая игротерапия под руководством профессионального психолога эффективна в коррекции патологических страхов. Обычно каждому ребенку предлагается придумать рассказ на тему его страха. У детей с неврозом страха, как правило, в таких историях бывает негативное окончание. Задача психолога помочь детям проиграть сюжеты рассказов в группе и сделать так, чтобы в игре ребёнок смог овладеть навыками преодоления своего страха, то есть чтобы придуманная ребёнком история имела позитивный исход.

И конечно же, ведущую роль в коррекции детских страхов, профилактике развития патологических страхов играет общий фон общения родителей с ребёнком. Реализуемый родителями стиль воспитания. Психологами показано, что гармоничный стиль воспитания служит надёжной защитой и опорой ребёнка, является базой его эмоционального благополучия. Основные черты такого стиля воспитания:

  1. Взаимное эмоциональное принятие и поддержка, безусловная любовь, защита и забота.
  2. Признание права ребёнка на выбор собственного пути развития и поощрение его автономии.
  3. Отношения взаимного уважения, равноправия в семье.
  4. Признание самоценности личности ребёнка и отказ от манипулятивной стратегии воспитания.
  5. Адекватная возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка система требований и запретов.
  6. Разумная и адекватная система санкций и поощрений.
  7. Способность к эффективному решению возникающих проблем, конфликтов, умение не допустить их перехода в хроническую фазу.

 

Все указанные выше рекомендации особенно актуальны в настоящее время, когда всё более неблагоприятной становится как макросоциальная, так и микросоциальная среда развития. Наблюдение сцен насилия на улицах, по телевизору, в фильмах, компьютерных играх,  – всё это является факторами-предпосылками появления патологических страхов у подрастающего поколения. Что может помочь ребёнку справиться с этими внешними неблагополучиями? Родительская любовь, эмоциональное тепло, забота и защита. Поэтому особую остроту в последнее время приобретает проблема дефицита близкого общения в современных семьях, отсутствия совместных форм досуга, эмоциональной отстранённости членов семьи друг от друга.

родительская любовь – предыдущая

Вернуться в раздел “Психология каждому”

Записаться на прием к детскому психологу Сутулиной Анне.