canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Контрастная иллюзия. Что влияет на контрастную иллюзию

Концепция о двусторонних восходящих и нисходящих влияниях в процессах зрительного восприятия и установка (контрастная иллюзия)

На Рис.2 представлены усредненные на группу амплитуд различные значения компонентов ВП и примеры индивидуальных записей при предъявлении серого квадрата, шахматного паттерна и схематического изображения лица. В обоих группах изменение типа стимула наибольшее воздействие оказывает на компоненты Р-130 и N-200. В затылочной области у детей амплитуда этих компонентов в ответах на шахматный паттерн достоверно выше, чем в ВП на неструктурированный стимул. В 3-4 года аналогичный характер имеют ВП задних ассоциативных областей, в которых наблюдается сходство конфигурации и та же зависимость от типа стимула, что и в проекционной зрительной зоне. Таким образом, в 3-4 года отсутствует присущая зрелой коре специализация областей в зрительном восприятии.

С 5-6 лет начинает формироваться специализация отдельных областей. И ситуации спокойного наблюдения в теменной области наиболее высоко- амплитудный ответ вызывает шахматный паттерн, предъявление которого приводит к увеличению ампли туды не только компонентов Р-130 и N200, но н более поздних компонентов B1I – Р-250 и N-300. В височно-теменно- штылочной области, в отличие от затылочной и теменной областей коры, устойчивой (п = 43) установками. При этом у 10 человек контрастная иллюзия сохранялась в течение всех 30 проб тестирующей стадии. Возникает естественный вопрос, почему в этих опытах искажение восприятия вследствие рассогласования между неосознаваемым «внутренним представлением» (установкой) и новыми стимулами, т.е. между восходящей сенсорной информацией и потоком нисходящих влияний, как мы думаем, из префронтальной коры, проявляется в виде контрастной иллюзии? Прямого ответа у нас нет, однако мы располагаем некоторыми косвенными литературными и собственными данными, позволяющими высказать предположение о возможном механизме этого эффекта установки.

Картирование мозга с помощью методов ПЭТ и фЯМР показало, что около 30 различных зон головного мозга могут участвовать в процессе обработки зрительной информации, начиная от анализа элементарных признаков стимула (наклон линий, углы, текстура, цвет) вплоть до функций выс¬шего порядка, осуществление которых связано с использованием знаний (гипотез), приобретенных в прошлом (Posneret Raichle, 1997). Эти зоны образуют целостную нейрокогнитивную зрительную систему с помощью нервного механизма фокусированною внимания. В локальной активации отдельных зон па определенной стадии обработки информации и переклю¬чении на друг ие зоны коры г оловного мозга в следующей стадии существен¬ную роль играют нисходящие влияния из структур, где запечатлен прошлый опыт в виде гипотез, внутренних представлений, схем, понятий, установок. Следует отметить, что в современных теориях о функционировании нейрокогнитивной зрительной системы находит подтверждение гениальная догадка И.П. Павлова о динамическом характере локальных изменений возбудимости, о передвигающемся по коре головного мозга «светлом пятне» как основе сознания человека.

При повторных предъявлениях стимула каждый раз сравнивается, тестируется восходящая сенсорная информация с установкой (гипотезой, схемой, интегральным образом), хранящейся в памяти. В результате подобною тестирования в случаях рассогласования сенсорной информации с внутренним представлением усиливается селективное внимание в участках коры, где происходит обработка этой информации. Это «нисходящее» усиление локальной активации происходит до тех пор, пока внутреннее представление (установка) не приводится по мере повторения проб в соответствие с действующими в новой ситуации стимулами. В наших экспериментах при формировании вербальной (псевдослова) или невербальной (круги) установки, когда происходило рассогласование между новыми стимулами и сформированной ранее установкой, об усилении селективного внимания к опознаваемому стимулу можно было судить по времени реакции на пробный стимул: его величина была явно больше у лиц с устойчивой установкой, что говорит о трудности переключения внимания на новый объект – пробный стимул (Костандов, 1999).

Можно предположить, что в основе контрастной иллюзии, которая наблюдается в экспериментах с кругами, лежит усиление локальной активации элементов коры, участвующих в зрительно-пространственной обработке информации о стимулах. Напомним, что в установочной стадии слева на экране в 15 пробах повторно предъявлялся круг явно меньшей величины, чем справа. Когда в тестирующей стадии эксперимента на месте маленького круга слева предъявляется круг большей величины, такой же как трава, то происходит рассогласование между этим новым стимулом и внутренним представлением, которое сформировалось ранее в установочной стадии. Это приводит к усилению локальной активации особенно тех корковых зон, которые участвуют в пространственном анализе окружности, предъявляемой слева, так как именно здесь расположен «объект» рассогласования. В результате в ответ на предъявление двух окружностей равной величины стимул слева вызывает активацию большего числа корковых нейронов, чем при восприятии стимула справа. По-видимому, это и лежит в основе контрастной иллюзии. По мере повторения проб и формирования установки, адекватной новой ситуации, ослабевают нисходящие влияния, вызывающие локальную активацию, и исчезает субъективное искажение восприятия в виде контрастной иллюзии. На этой стадии переобучения и формирования новой установки преимущественно используется восходящая сенсорная информация. Такова логическая модель развития контрастной иллюзии как феномена когнитивной установки, которую мы можем предложить на основе современных представлений о нейрокогнитивной зрительной системе и когнитивной установке.

установка – предыдущая | следующая – произвольное внимание

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

Яндекс.Метрика