canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Понятие коммуникативных сегментов. Структура коммуникативных сегментов.

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

И. НВК в качестве подлежащего и сказуемого.

Примеров для данного случая слишком много, чтобы приво­дить еще один. По этому поводу Ю. М. Скребнев пишет: «Отсутствие обоих главных членов предложения представляет со­бой широко распространенную синтаксическую черту разговор­ного подъязыка, использующего в законченных коммуникатив­ных сегментах потенциальные второстепенные члены предложе­ния» [1971, 3]. Определение «потенциальные» здесь весьма при­мечательно: так как в предложении как в таковом, т. е. в вер­бальной части высказывания, нет вербально выраженных глав­ных членов, Ю. М. Скребнев логично определяет оставшиеся «коммуникативные сегменты» как «потенциально второстепен­ные».

Невербальные компоненты, таким образом, представляют в нашем рассмотрении информативные образования различной природы и функций.

На протяжении процесса коммуникации в целом (т. е. от момента формирования мотива (интенции) будущего высказывания до момента адекватного понимания уже состоявшегося сообщения партнером по коммуникации) соотношение невер­бального и вербального может быть схематично передано сле­дующим образом:

где V — вербальный, а V — невербальный компонент.

Ввиду того что любой речевой акт осуществляется в данной схеме (не претендующей, впрочем, на полноту), невербальный компонент предлагается квалифицировать в качестве коммуни­кативной универсалии. В любом коммуникативном (с исполь­зованием естественного языка) акте невербальное и вербальное соотносятся друг с другом в соответствии с принципом допол­нительности.

О принципе дополнительности в языкознании

«Это-то и поразило Бора, это и определило главное направление раз­думий всей его жизни — то, что мо­гут существовать два взаимоисклю­чающих подхода к одному и тому же вопросу, которые, однако, в рав­ной степени необходимы».

[Мороз 1978, 124]

Принцип дополнительности Нильса Бора, безоговорочно при­знанный в физике, иногда понимается с позиций некоей «гло­бальной эстетики мира», «гармонии», которая осознается иссле­дователем в плане «возможности» ее отражения через «два взаимоисключающих подхода». Но и в приведенной выше цитате читаем, что оба они «в равной степени необходимы». Правиль­нее, на наш взгляд, другое высказывание: «Немногие люди зна­ют так же хорошо, как он (Бор. — Я. Г.), силу анализа, но в то же время чувствуют абсолютную недостаточность любой аналитической процедуры: гармония вещей слагается из взаимодействия явно конфликтующих друг с другом аспектов» [цит. по: Мороз 1978, 124]. Здесь уже яснее выступает сущность того, что названо «гармонией». Это — не эстетическая идея в единстве противоположностей, которыми характеризуются явления материального мира, причем слож­ность исследуемого, говоря образно, определяется мерой проти­воречивости, многообразности выражения сущного.

Если обратиться к работам Л. В. Щербы [1931], В. М. Пав­лова [1967], О. Д. Кацнельсона [1972], Ю. С. Степанова [1975; Степанов и Эдельман 1976], где рассматриваются принципиаль­ные вопросы языкознания в связи с историей лингвистических теорий в плане решения кардинальных вопросов отношений мышления и языка, формы и содержания, мы увидим — при всей независимости суждений и разделенности их во времени и в контекстуальных условиях — некоторые несомненно общие кон- станции и оценки, ведущие нас к необходимости признания принципа дополнительности в языкознании.

«Речевая деятельность, — пишет С. Д. Кацнельсон, — не им­манентный процесс, замыкающийся в сфере языка» [1976, 115]. К этому выводу его подводит анализ работ Л. В. Щербы, Н. Хомского и многих других — анализ не только общеконцептуальных положений, но и конкретных компонентов теории, всех деталей объяснительных составляющих. Так, например, обра­щаясь к генеративной лингвистике Н. Хомского, С. Д. Кацнель­сон нашел едва ли не самое слабое ее место: «…сама идея (Н. Хомского. — Я. Г.) «семантической интерпретации», ставя­щая семантическую структуру предложения в зависимость от его формальной структуры, представляется необоснованной. Скорее, наоборот, формальная структура, как ее вскрывает грамматический анализ, является производной от семантиче­ской структуры предложения, своего рода «синтаксической ин­терпретацией» глубинной семантической структуры … генера­тивный процесс в целом, скорее, имитирует процесс слушания- понимания, нежели процесс мышления-выражения» [Там же, 104—105]. Чрезвычайно близки к этим положениям и выводы Ю. С. Степанова: «Опыт развития языкознания последнего де­сятилетия свидетельствует о том, что подлинные универсалии заключаются в глубинных принципах организации языковых структур, а не в результатах действия этих принципов — не в самих отдельных конкретных чертах языковых структур» [Сте­панов 1976, 204]. Как мы старались показать, семантический ас­пект языкового выражения представлен в речевой деятельности невербальными латентными компонентами, участвующими в процессах порождения на этапе «докоммуникативном» и на эта­пе понимания речевого сообщения. Согласно предлагаемому и для языкознания принципу дополнительности мы обязаны, об­ращаясь к семантическому аспекту языкового знака, его функ­ционированию и интерпретации, признать необходимым выйти за пределы формы выражения, за пределы означающего.

Глубинный синтаксис – предыдущая | следующая – Семиология

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при проблемах с общением

Яндекс.Метрика