Типология сезонных депрессий с учетом особенностей соматовегетативных проявлений. Клинические наблюдения (продолжение)

Особенности САР рассматриваемого типа иллюстрирует следующее клиническое наблюдение.

 

Больная Ж.З.К. 40 лет Впервые поступила в клинику 14 ноября 2002г. Выписана 9 декабря 2002 г. Длительность катамнеза 2 года.

Наследственность манифестными психозами не отягощена.

Мать. 68 лет. Получила высшее экономическое образование, до пенсии работала в плановом отделе НИИ. Круг интересов ограничивается семьей. По характеру малообщительная, властная, вспыльчивая, всегда требующая беспрекословного подчинения от близких. Навязывала дочери свое мнение, запрещала ей встречаться с недостойными, по ее мнению, кавалерами, указывала, с кем следует общаться. Не смотря на замужество дочери, продолжает вмешиваться в ее личную жизнь.

Отец. Получил высшее техническое образование, работал главным инженером в проектной организации. Отличался малообщительным, уступчивым, покладистым характером. В семье беспрекословно подчинялся супруге. После перенесенного инфаркта стал более внимателен к своему здоровью, избегал стрессов, в течение 5 лет не курил. В 55 лет умер во время рабочей командировки в Китай при неизвестных обстоятельствах.

Сводная сестра по материнской линии. 33 года. Бухгалтер. По характеру замкнутая, тревожно-мнительная, сенситивная. Легко расстраивается по любым поводам.

Пробанд: старший ребенок в семье. Родилась в срок от нормально протекавших беременности и родов в городе Улан-Уде. Раннее психомоторное развитие соответствовало нормам. До школы отмечались  частые простудные заболевания. Даже при незначительном недомогании жаловалась на выраженную слабость, отмечались подъемы температуры до 38С. Перенесла ветряную оспу, тяжелую ангину.

Всегда была впечатлительной. С раннего возраста боялась темноты, причем чем-либо конкретным этого страха объяснить не могла. Засыпала при свете. Страх обошелся к подростковому возрасту. При чтении книг живо представляла себе места действия, внешний вид героев, в уме придумывала продолжение сюжета. В младших классах, став свидетелем происшествия, когда собака искусала человека, последующие 2-3 дня вспоминала этот случай, плакала, испытала сильную физическую слабость, «спазм в горле». Практически до взрослого возраста крайне эмоционально реагировала на приближение больших собак: кричала, убегала. При этом, скрывала свои опасения от всех, чтобы не выглядеть “трусихой”. На протяжении всей жизни также старалась скрывать свои слабости и недостатки, особенно перед младшей сестрой, а затем и перед детьми.

С детства была привязана к дому, к родителям. Помогала им в уборке, в работе на огороде. От физических нагрузок получала удовольствие, нравилось ощущение приятной усталости, “мышечной радости”. Не любила надолго уезжать из дома, тосковала по родне в пионерлагерях. Всегда очень тревожилась при болезнях родных, боялась их смерти. В такие моменты отмечала кратковременное снижение настроения с ощущением непонятного желудочного дискомфорта, тошнотой, ноющими болями в области эпигастрия.

Всегда была чувствительной к резким и громким звукам, избирательна в еде: предпочитала есть свежие овощи и фрукты, не переносила жирную пищу, после которого начиналась тошнота и рвота. Плохо себя чувствовала при поездках в любом виде транспорта: вновь возникала тошнота, головокружение. При взгляде за окно на движущиеся предметы неприятные ощущения усиливались. По той же причине избегала катания на качелях и других аттракционах.

Самочувствие также зависело от погодных условий: в дождливые и холодные дни становилась капризной, плаксивой, жаловалась на различные физические недомогания (головные боли, расстройство кишечника).

В общеобразовательную школу пошла вовремя. Отличалась аккуратностью, педантичностью и систематическим подходом к изучаемому материалу. Училась одинаково увлеченно по всем предметам, не пропускала занятия даже по болезни. После вывиха правой руки, научилась писать левой, чтобы не отстать от программы.

Любила естественные науки, математику. Плохо справлялась с историей и литературой, т.к. не могла четко выразить свои мысли, плохо пересказывала прочитанный материал. Из-за опасений, что не сможет хорошо сформулировать свой ответ, испытывала тревогу при ответах у доски, дрожь в руках, краснела.

Перед экзаменами тщательно писала шпаргалки, но никогда ими не пользовалась, опасаясь разоблачения. В коллективе к лидерству не стремилась, имела 2 близких подруги, с которыми встречается до сих пор. Болезненно реагировала на насмешки одноклассников, считавших ее «зубрилой». Избегала шумных компаний и вечеринок, игнорировала внимание со стороны сверстников противоположного пола, боясь очередных насмешек среди однокашников.

Во внеурочное время увлекалась фотографией, выпиливанием по дереву, много читала приключенческой и научно-фантастической литературы, заодно с подругами ходила в театры, гуляла. При чтении фантастики вплоть до студенческих лет верила в реальность описываемых событий. Мечтала стать астрономом.

Менструации с 13 лет, установились сразу, цикл не нарушался. С ранних лет и до настоящего времени отмечает в течение нескольких дней предменструальный синдром в виде плаксивости,  дисфории, головных болей и неустойчивости АД.

гиперстезия и гиперстезические расстройства – предыдущая | следующая  – тревожность в отношении здоровья

Депрессивные фазы с осенне-зимним сезонным ритмом. Содержание.