Яндекс.Метрика

VIII. I. Формирование мировоззрения

Вместе с тем нужно отметить, что общественно полезная деятельность старшеклассников зачастую ниже их реальных воз­можностей и потребностей. По отзывам самих старшеклассников, общественная работа привлекает их прежде всего тем, что рас­ширяет круг общения с другими людьми и помогает быть в гу­ще жизни. Ее реальная значимость и эффективность оценива­ются гораздо скромнее. Школьная общественная работа неред­ко воспринимается старшеклассниками не как ответственная взрослая деятельность, а скорее как игра, из которой многие уже вырастают. По данным Т. Н. Мальковской, треть старше­классников вообще не участвует в общественной работе, а из участвующих треть делает это без особого желания, жалуясь иа отсутствие самостоятельности в выборе и проведении обществен­ных дел, формализм, бессистемность и неорганизованность. Там, где ребята решают реальные, трудные задачи, общественная ра­бота воспитывает у них лучшие гражданские качества. Там, где мероприятия проводятся «для галочки», они становятся шко­лой формализма, инфантильности и безответственности.

«В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно де­лать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои зна­ния, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации»,— говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии. Эта установка на развитие самостоятельности и инициативы в полной мере относится и к общественной работе, от участия в которой во многом зависит формирование мировоззрения.

VIII. 2. Жизненные планы и профессиональное самоопределение

Характерная черта юношеского возраста — формирование жизненных планов. С одной стороны, жизненный план возника­ет в результате обобщения и укрупнения целей, которые ставит перед собой личность, интеграции и иерархизации ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой сто­роны, идет процесс конкретизации и дифференциации целей и мотивов. Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно выри­совывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности.

Жизненный план — явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы кем быть (профессиональное самооп­ределение) и каким быть (моральное самоопределение) перво­начально, на подростковом этапе развития, не различаются. Сплошь и рядом подростки (порой и юноши) называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Так, почти все ленинградские старшеклассники на вопрос анкеты, имеются ли у них жизненные планы, ответили утвердительно, но у большинства эти планы сводятся к намерению учиться, зани­маться в будущем интересной работой, иметь верных друзей и много путешествовать. Подросток пытается предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения.

Его образы будущего отличаются тем, что они ориентированы на ре­зультат, а не на процесс развития: подросток может очень жи­во, в деталях, представлять свое будущее общественное положение, не задумываясь над тем, что для этого нужно сделать. Отсюда и характерная завышенность уровня притязаний, потребность видеть себя непременно выдающимся, великим. «Я в своем представлении — первопроходчик в дальней тайге: мы прокладываем дорогу и рядом со мной мои друзья,— пишет «Алому парусу» 15-летний Витя из Новосибирска.— Или вдруг — испытатель новых парашютов, когда от твоего умения зависит жизнь очень и очень многих людей. Иногда я — хирург, который делает пересадку сердца умирающему человеку, или просто — врач «Скорой»… Я задерживаю опасного преступника, я спасаю горящее поле, я…»

Это письмо довольно характерно. Мальчик стремится сделать что-то хорошее, важное, социально-значимое. Но мечты его еще совершенно детские: главное — быть героем, а в чем и как — дальше видно будет. «Я только твердо уверен, что ког­да мне будет не 15, как сейчас, а немного больше, я обязатель­но сделаю что-нибудь такое…» «Когда-нибудь», «что-нибудь та­кое…» А ведь уже в этом году, окончив восьмилетку, юноша должен решать, идти ли ему в IX класс, в ПТУ, техникум или на производство. Готов ли он к этому решению?

Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не толь­ко конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъ­ективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отли­чие от мечты, которая может быть как активной, так и созер­цательной, жизненный план — это план деятельности, поэтому он заземляется в первую очередь на выбор профессии.

Для подростка и юноши выбор профессии — в значительной степени моральная проблема. «…Главным руководителем, кото­рый должен нас направлять при выборе профессии, является благо человечества, наше собственное совершенствование. Не следует думать, что оба эти интереса могут стать враждебны­ми, вступить в борьбу друг с другом, что один из них должен уничтожить другой; человеческая природа устроена так, что че­ловек может достичь своего усовершенствования только работая для усовершенствования своих современников, во имя их бла­га»,— писал в гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» Карл Маркс.

практическая деятельность – предыдущая | следующая – профессиональное самоопределение

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.