Яндекс.Метрика

Восприятие удаленности (изменение удален­ности)

Бауэр и др. (1970а) осуществили две дальнейшие мо­дификации в другой серии экспериментов. Одна из моди­фикаций была введена для того, чтобы проверить, дейст­вительно ли младенцы реагируют на изменения удален­ности объекта. Можно было бы допустить, что младенцы отвечают не па приближение объекта, а скорее на его ка­жущееся увеличение. Не вполне ясно, почему ребенок дол­жен защищаться от увеличивающегося объекта, но такое предположение может быть сделано. Чтобы проконтроли­ровать эту возможность, экспериментатор предъявлял младенцам пару объектов — сначала один, а затем другой. Один объект был маленьким (пенопластовый куб со сто­роной 20 см), он останавливался от младенца на расстоя­нии 8 см. Другой объект был бол мне (куб со стороной 50 см) м приближался только па 20 см. На расстоянии 20 см проекция большого объекта на сетчатку была иден­тична по величине проекции меньшего объекта, находя­щегося на расстоянии 8 см. Геометрические соотношения, которые имели место в этой ситуации, показаны на рис. 4.15. Если бы младенцы отвечали просто на увели­чение ретинального изображения, видимого, как таковое, они не должны были бы различать эти предъявления и воспринимали бы их в равной степени угрожающими. Если они отвечают на изменения удаленности, мы должны были бы ожидать значительно более выраженную реак­цию на маленький, близкий объект, так как он прибли­жается на более близкое расстояние и поэтому более опа­сен. И в самом деле, наблюдался выраженный ответ на ма­ленький более близкий объект при полном отсутствии реакции на большой, удаленный объект. Это означает, что младенцы в действительности реагировали на воспринимаемое изменение удаленности.

 

 

 

 

Рис. 4.15. Объекты различной величины, приближающиеся к мла­денцу на расстояние, с которого они проецируют ретинальные изображения одинаковых размеров. Объект А, представляющий собой куб со стороной 20 см, приближается на расстояние 8 см (X1)- Объект Б — куб со стороной 50 см — приближается на расстоянии 20 см (Y1). С этих расстояний они видны под одним и тем же углом.

Последняя модификация этих опытов состояла в из­менении скорости приближающегося объекта. Было уста­новлено, что по мере возрастания скорости объекта ве­роятность возникновения реакции уменьшается. На са­мой большой из использовавшихся скоростей событие все еще занимало 2,7 секунды, так что уменьшение от­вета не могло быть объяснено недостатком времени на его выполнение. Вместо этого кажется вероятным, что информация, специфицирующая это событие, менялась слишком быстро, чтобы быть зарегистрированной зрительной сис­темой младенца. Движение объекта со скоростью свыше 32° в секунду не воспринимается взрослым как движение (Грехем и др., 1965) [12]. Кажется весьма вероятным, что зрительная система младенца имеет значительно менее высокую временную разрешающую способность.

Таким образом, эта серия экспериментов в целом сви­детельствует о том, что младенцы в возрасте одной недели воспринимают удаленность и изменения удаленности по крайней мере на основании оптического градиента рас­ширения. Поскольку эта способность присутствует в столь раннем возрасте, представляется маловероятным, что она является результатом научения. Конечно, в этом отношении нельзя быть полностью уверенным, не повторив героические эксперименты Вертхаймера (1961). Однако доводы в пользу научения кажутся в высшей степени сом­нительными. Сколько раз за первую неделю своей жизни младенец испытывал удары в лицо от налетающих на него предметов? Почти наверняка ни разу, и пока этого не случалось, нет и возможного основания для научения.

Демонстрация того, что младенцы воспринимают третье измерение пространства, позволяет нам дать строгую ин­терпретацию результатов экспериментов на различение. Так как младенцы воспринимают удаленность в одной ситуации, было бы излишней перестраховкой отрицать то, что они могут воспринимать ее и в других ситуациях. Представляется очень вероятным, что именно удален­ность является основанием для различения, обнаружен­ного, например, в экспериментах Бауэра (1965а). Детали этого эксперимента описаны в подписи к рис. 4.16. Экспе­рименты Бауэра говорят о том, что параллакс движения очень важен для онтогенетически раннего восприятия удаленности, тогда как изобразительные признаки, по-видимому, просто не регистрируются зрительной систе­мой младенца. Итак, младенцы в очень раннем возрасте воспринимают удаленность и ее изменения.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.16. Бауэр исследовал константность величины с помощью кубов разлиной величины, помещенных на различном расстоянии от младенца. Условным стимулом был куб со стороной 30 см на рас­стоянии 1 метра, тестовыми стимулами — кубы со сторонами 30 и 90 см, расположенные на расстоянии 1 или 3 метра.

(А) Обстановка эксперимента. Эксперимент начинался с выра­ботки условной реакции, которая подкреплялась экспериментато­ром словами «ку-ку» (см. нижний рисунок). Условная реакции — поворот головы в сторону — вызывала замыкание цепи и отмеча­лась на ленте самописца.

После завершении выработки реакции, а также перед каждой последующей сменой стимулов между младенцем и стимульным по­лем помещался непрозрачный экран (с фотографии Соло Медника).

(Б) Здесь показаны основные результаты для ранних условий со­отношения величины в удаленности тестовых стимулов с величиной и удаленностью условного стимула. Полученные результаты, по всей видимости, позволяют сделать вывод, что восприятие удален­ности вносит определенный вклад в различение тестовых объектов (Из: Т. G. R. Bower, The Visual оf World Infants, Copyright © 1966 by Scicntific American, Inc.).

зрительные изменения – предыдущая | следующая – дотягивание

Психическое развитие младенца. Содержание.