Среди других подходов к нейропсихологическому обследованию детей чаще всего выделяют три:
1) эклектический (flexible);
2) качественный;
3) процессно-ориентированный.
В эклектическом подходе используются различные наборы стандартизированных тестов, направленных на количественную оценку психических процессов ребенка. Эти наборы тестов могут отличаться от случая к случаю, в зависимости от предпочтений исследователя и особенностей ребенка, и обычно охватывают широкий набор оцениваемых функций, включая интеллект, зрительно-пространственный и конструктивный гнозис, слуховое восприятие, тактильный гнозис, сенсомоторую координацию, полушарную доминантность, память, речевые процессы, уровень успеваемости и особенности личности ребенка. Во многих случаях нейропсихологическое обследование детей включает в себя тесты интеллекта Д. Векслера (WISC-III, Children Memory Scale), сопровождаемые отдельными тестами из батареи HRNB для детей и поведенческими опросниками. Практически всегда при обследовании подростков применяется Миннесотский Многофакторный Опросник Личности для подростков (MMPI-A), который считается одним из наиболее популярных нейропсихологических тестов в США (Сашага W.J., Nathan J. S„ Puente А. Е., 2000).
Качественный подход к нейропсихологическому обследованию детей не слишком популярен в американской нейропсихологии по сравнению со стандартизированными методами, так как он требует специального длительного обучения, что не всегда доступно. Более того, полученные данные во многом зависят от умения конкретного нейропсихолога грамотно интерпретировать результаты каждого конкретного теста, что означает отсутствие единого метода валидизации результатов. Для американских психологов, воспитанных на идее объективности психологического метода, отсутствие норм является слишком существенным недостатком подхода. И все же в последние годы интерес к Луриевскому диагностическому подходу в Соединенных Штатах заметно возрос (Golden С. J., Tomas R. В., 2000; Tupper D. E., 1999). Обычно качественный анализ нарушений проводится согласно схеме нейропсихологического исследования, предложенной А. Р. Лурия (1966) и адаптированной для англоязычной публики A. L. Cristensen (1975).
Процессно-ориентированный подход представляет собой гибрид качественного и количественного методов обследования (Tramontana М. G., Hooper S. R., 1988). Ярким примером такого подхода является Boston Process Approach (Milberg W. P., Hebben N., Kaplan E., 1986), в котором внимание акцентируется на качественной основе функций и их нарушений, оцениваемых при помощи психометрических тестов. В зависимости от результатов основной батареи тестов производится отбор дополнительных «тестов-спутников», или стандартизированных тестов, или специально разработанных для данного ребенка процедур, которые необходимы для детального анализа нарушений в данном конкретном случае.
19.3.5. Специализированные тесты
Помимо клинических нейропсихологических методов, существует и необходимость в таких методах, которые были бы способны оценивать аспекты нормального когнитивного развития на разных возрастных стадиях. В табл. 19.2 приводится перечень методик, часто применяемых в Соединенных Штатах в ходе комплексной оценки детей с мозговой патологией, трудностями обучения и проблемами поведения.
Таблица 19.2 Тесты, используемые в Северной Америке для нейропсихологической оценки детей с трудностями обучения
|
Психические функции | Основные тесты |
Исследование полушарной ассиметрии по речи | Дихотическое прослушивание.Методика зрительного полуполя (Visual Half-
Field Technique) |
Тесты на академическую успеваемость | Клиническая беседа: изучение установок, интересов, «Я-концепции», социализации испытуемого/пациента.Тесты на фонетический слух (несуществующие слова).
Тесты на гласные звуки (несуществующие слова). Разделение на слоги (несуществующие слова). Необычное чтение. Письмо по образцу. WRAT- III |
Тесты на обучаемость | Методы обучения по Mills.Детроитский тест установки на обучение.
Тест техники чтения по Woodcock. Анализ трудностей чтения по Durell. Тест диагностики чтения Gates—McKillop. Тест уровня притязаний. Диагностика чтения и правописания по Boder |
Тесты интеллекта | Тест на категоризацию (Category Test for Children).Батарея Kaufman для детей (К-ABC). Шкала McCarthy для измерения способностей у детей.
Шкалы Векслера для детей (WISC-III) ‘ |
Конечно, мало кто из нейропсихологов строго придерживаются того или иного конкретного подхода; в большинстве случаев несколько различных подходов комбинируются для наиболее глубокого и в то же время валидного обследования ребенка. Выбор подхода и методов обследования в большинстве случаев обусловлен конкретной задачей нейропсихологического обследования.
батареи тестов – предыдущая | следующая – нейропсихологическая коррекция
Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста