19.3.4. Другие методы исследования детей

Среди других подходов к нейропсихологическому обследованию де­тей чаще всего выделяют три:

1)  эклектический (flexible);

2)   качественный;

3)   процессно-ориентированный.

В эклектическом подходе используются различные наборы стан­дартизированных тестов, направленных на количественную оценку психических процессов ребенка. Эти наборы тестов могут отличаться от случая к случаю, в зависимости от предпочтений исследователя и особенностей ребенка, и обычно охватывают широкий набор оцениваемых функций, включая интеллект, зрительно-пространствен­ный и конструктивный гнозис, слуховое восприятие, тактильный гнозис, сенсомоторую координацию, полушарную доминантность, память, речевые процессы, уровень успеваемости и особенности лич­ности ребенка. Во многих случаях нейропсихологическое обследова­ние детей включает в себя тесты интеллекта Д. Векслера (WISC-III, Children Memory Scale), сопровождаемые отдельными тестами из батареи HRNB для детей и поведенческими опросниками. Прак­тически всегда при обследовании подростков применяется Миннесотский Многофакторный Опросник Личности для подростков (MMPI-A), который считается одним из наиболее популярных нейропсихологических тестов в США (Сашага W.J., Nathan J. S„ Puente А. Е., 2000).

Качественный подход к нейропсихологическому обследованию детей не слишком популярен в американской нейропсихологии по сравнению со стандартизированными методами, так как он требует специального длительного обучения, что не всегда доступно. Более того, полученные данные во многом зависят от умения конкретного нейропсихолога грамотно интерпретировать результаты каждого кон­кретного теста, что означает отсутствие единого метода валидизации результатов. Для американских психологов, воспитанных на идее объективности психологического метода, отсутствие норм яв­ляется слишком существенным недостатком подхода. И все же в по­следние годы интерес к Луриевскому диагностическому подходу в Со­единенных Штатах заметно возрос (Golden С. J., Tomas R. В., 2000; Tupper D. E., 1999). Обычно качественный анализ нарушений прово­дится согласно схеме нейропсихологического исследования, предло­женной А. Р. Лурия (1966) и адаптированной для англоязычной пуб­лики A. L. Cristensen (1975).

Процессно-ориентированный подход представляет собой гибрид каче­ственного и количественного методов обследования (Tramontana М. G., Hooper S. R., 1988). Ярким примером такого подхода является Boston Process Approach (Milberg W. P., Hebben N., Kaplan E., 1986), в ко­тором внимание акцентируется на качественной основе функций и их нарушений, оцениваемых при помощи психометрических тес­тов. В зависимости от результатов основной батареи тестов произ­водится отбор дополнительных «тестов-спутников», или стандар­тизированных тестов, или специально разработанных для данного ребенка процедур, которые необходимы для детального анализа нару­шений в данном конкретном случае.

19.3.5. Специализированные тесты

Помимо клинических нейропсихологических методов, существует и не­обходимость в таких методах, которые были бы способны оценивать аспекты нормального когнитивного развития на разных возрастных ста­диях. В табл. 19.2 приводится перечень методик, часто применяемых в Соединенных Штатах в ходе комплексной оценки детей с мозговой патологией, трудностями обучения и проблемами поведения.

Таблица 19.2

Тесты, используемые в Северной Америке для нейропсихологической

оценки детей с трудностями обучения

Психические функции Основные тесты
Исследование ощущений и сенсорных процессов Измерение остроты зрения и слуха. История болезни и развития. Узнавание: пальцевой и тактильный гнозис
Исследование восприятия
Исследование слухового восприятия Восприятие речи. Восприятие ритмов (Seashore). Различение стимулов, воспринимаемых на слух (тест Wepman)
Исследование зрительного восприятия Гештальт-тест Bender.Тест Berry на зрительно-моторную интеграцию (VMI). Тест Benton на удержание зрительной информации
Исследование тактильно-кинестетического

восприятия

Тест на тактильное восприятие (ТРТ). Тактильные формы узнавания
Двигательные функции
Исследование функций мозжечка Парное хождение (с пятки на носок).Пальценосовая проба.

Проба «палец больного — палец

экспериментатора».

Тест на дизартрию.

Исследование нистагма.

Исследование тонуса

Исследование латеральной доминантности в моторной сфере Исследование силы сжатия (Grip Strength). Оценка no Edinburgh. Проверка латеральной доминантности по Halstead—Reitan
Психолингвистика и исследование речевых процессов Тест на афазию (Aphasia Screening Test). Исследование беглости/плавности речи. Тест Peabody: «Словарь в картинках» (Peabody Picture Vocabulary Test). Бостонский тест диагностики афазии. Оценка афазии по Orzeck. Иллинойский тест психолингвистических возможностей


Психические функции Основные тесты
Исследование полушарной ассиметрии по речи Дихотическое прослушивание.Методика зрительного полуполя (Visual Half-

Field Technique)

Тесты на академическую успеваемость Клиническая беседа: изучение установок, интересов, «Я-концепции», социализации испытуемого/пациента.Тесты на фонетический слух (несуществующие слова).

Тесты на гласные звуки (несуществующие слова). Разделение на слоги (несуществующие слова). Необычное чтение. Письмо по образцу. WRAT- III

Тесты на обучаемость Методы обучения по Mills.Детроитский тест установки на обучение.

Тест техники чтения по Woodcock.

Анализ трудностей чтения по Durell.

Тест диагностики чтения Gates—McKillop.

Тест уровня притязаний.

Диагностика чтения и правописания по Boder

Тесты интеллекта Тест на категоризацию (Category Test for Children).Батарея Kaufman для детей (К-ABC). Шкала McCarthy для измерения способностей у детей.

Шкалы Векслера для детей (WISC-III) ‘

Конечно, мало кто из нейропсихологов строго придерживаются того или иного конкретного подхода; в большинстве случаев несколько раз­личных подходов комбинируются для наиболее глубокого и в то же время валидного обследования ребенка. Выбор подхода и методов об­следования в большинстве случаев обусловлен конкретной задачей нейропсихологического обследования.

 

батареи тестов – предыдущая | следующая – нейропсихологическая коррекция

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога