canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Интерсубъективность. Первичная и вторичная интерсубъективность.

Комментарии (интерсубъективность)

22. В работе Макдоннела (1975) дотягивание изучалось в ус­ловиях призматического искажения информации о видимом поло­жении объекта. В этом случае отчетливые коррекции траектории движения руки, свидетельствующие о наличии зрительного конт­роля, возникали уже в возрасте 16 недель.

23. Подлинные причины исчезновения и последующего повтор­ного появления дотягивания и схватывания в возрасте около пяти месяцев, несомненно, намного более сложны. По отношению к мла­денчеству, как и по отношению к онтогенезу в целом, справедливы положения разработанной Д. Б. Элькониным концепции развития деятельности ребенка. Согласно этой концепции, в онтогенезе эта­пы преимущественной направленности деятельности ребенка на окружающий предметный мир сменяются этапами, на которых ведущей для него деятельностью становится общение с другими людьми. Как показывают исследования советских авторов (Запо­рожец и Лисина, 1974), появлению осуществляемого под контролем зрения дотягивания в возрасте 5 месяцев предшествует период ин­тенсивного невербального общения младенца и взрослого. Дотяги­вание и хватание предметов в этом возрасте принципиально отлича­ется от примитивного схватывания в первые недели жизни, которое представляет собой, по сути дела, архаический, унаследованный ребенком от далеких обезьяноподобных предков безусловный реф­лекс. Представляется интересным свидетельство одного зарубеж­ного исследователя: «Существенно, что в период с 0 до 15 недель, когда, согласно всем описаниям, дотягивание исчезает, имеет место очень интенсивное общение младенца и матери. Мы называем это время периодом первичной интерсубъективности. Он образует пер­вую форму коммуникативного взаимодействия как такового… Когда дотягивание вновь появляется в конце четвертого месяца, мы отме­чаем исключительно важные изменения в распределении внимания, в интересах и спонтанных интенциях младенцев. Создается впечат­ление, что в это время происходят важнейшие организационные из­менения всей психической жизни. Они ведут к революции в познава­тельных способностях, а также к полной трансформации правил общения… В это время наши испытуемые неизменно обнаруживают «охлаждение» интереса к «болтовне» с матерью. Во многих случаях детишки этого возраста довольно резко отказываются участвовать в обмене улыбками и «предъязыковыми» звуками с глазу на глаз. Младенец 5-месячного возраста может даже активно избегать взгля­да матери, отворачивая голову в сторону, как только она близко подходит к нему с намерением пообщаться. Это явно делается для того, чтобы установить новое соотношение между вниманием к ма­тери и вниманием к находящимся в ближайшем окружении пред­метам. Одновременно меняется и тактика поведения матери — она с большим интересом начинает участвовать в том, что младенец де­лает с предметами. Ее общение также становится опосредованным предметами, предлагаемыми ею младенцу или получаемыми от него.

После этого переходного периода мы наблюдаем новую форму общения — вторичную интерсубъективность. Она представляет собой тройственную и кооперативную игру по поводу тех или иных вещей. Это уже не просто непосредственный контакт, эмоциональный контакт двух партнеров. Их общение имеет внешнюю направлен­ность. В начале этого периода содержание общения чаще всего уста­навливается спонтанно самим младенцем. Позднее младенец начи­нает с большим удовольствием получать новые импульсы к развитию этой активности от взрослого. Другими словами, к концу первого года младенец естественно оказывается в роли ученика, тогда как мать в свою очередь становится учителем» (Триварзен, 1978, с. 127).

24. Подробный анализ значения этого понятия можно найти в работе Дж. Флейвелла (1967).

25. Английская идиома в оригинале имеет несколько иное зна­чение: «Out of sight out of mind».

26. «Бритвой Оккама» называют один из принципов научного объяснения, выдвинутый средневековым английским философом-схоластом У. Оккамом. Согласно этому принципу, «сущности не сле­дует умножать без нужды».

27. Дети с тяжелыми дефектами опорно-мышечного аппарата, вызванными приемом матерями во время беременности препарата Thalidomide. Это средство против бессонницы было распространено в начале 6О-х годов в ряде западных стран.

28. В одной из работ (Грач, 1975) с позиций теории Ж. Пиаже была предпринята попытка критики взглядов Т. Бауэра на процес­сы развития представления о предмете. Свои взгляды на закономер­ности психического развития в онтогенезе Т. Бауэр еще раз систе­матизировал в вечерней лекции на 21-м Международном психоло­гическом конгрессе (см.: Бауэр, 1978).

локализация предмета – предыдущая | следующая –

Яндекс.Метрика