Яндекс.Метрика

Комментарии (интерсубъективность)

22. В работе Макдоннела (1975) дотягивание изучалось в ус­ловиях призматического искажения информации о видимом поло­жении объекта. В этом случае отчетливые коррекции траектории движения руки, свидетельствующие о наличии зрительного конт­роля, возникали уже в возрасте 16 недель.

23. Подлинные причины исчезновения и последующего повтор­ного появления дотягивания и схватывания в возрасте около пяти месяцев, несомненно, намного более сложны. По отношению к мла­денчеству, как и по отношению к онтогенезу в целом, справедливы положения разработанной Д. Б. Элькониным концепции развития деятельности ребенка. Согласно этой концепции, в онтогенезе эта­пы преимущественной направленности деятельности ребенка на окружающий предметный мир сменяются этапами, на которых ведущей для него деятельностью становится общение с другими людьми. Как показывают исследования советских авторов (Запо­рожец и Лисина, 1974), появлению осуществляемого под контролем зрения дотягивания в возрасте 5 месяцев предшествует период ин­тенсивного невербального общения младенца и взрослого. Дотяги­вание и хватание предметов в этом возрасте принципиально отлича­ется от примитивного схватывания в первые недели жизни, которое представляет собой, по сути дела, архаический, унаследованный ребенком от далеких обезьяноподобных предков безусловный реф­лекс. Представляется интересным свидетельство одного зарубеж­ного исследователя: «Существенно, что в период с 0 до 15 недель, когда, согласно всем описаниям, дотягивание исчезает, имеет место очень интенсивное общение младенца и матери. Мы называем это время периодом первичной интерсубъективности. Он образует пер­вую форму коммуникативного взаимодействия как такового… Когда дотягивание вновь появляется в конце четвертого месяца, мы отме­чаем исключительно важные изменения в распределении внимания, в интересах и спонтанных интенциях младенцев. Создается впечат­ление, что в это время происходят важнейшие организационные из­менения всей психической жизни. Они ведут к революции в познава­тельных способностях, а также к полной трансформации правил общения… В это время наши испытуемые неизменно обнаруживают «охлаждение» интереса к «болтовне» с матерью. Во многих случаях детишки этого возраста довольно резко отказываются участвовать в обмене улыбками и «предъязыковыми» звуками с глазу на глаз. Младенец 5-месячного возраста может даже активно избегать взгля­да матери, отворачивая голову в сторону, как только она близко подходит к нему с намерением пообщаться. Это явно делается для того, чтобы установить новое соотношение между вниманием к ма­тери и вниманием к находящимся в ближайшем окружении пред­метам. Одновременно меняется и тактика поведения матери — она с большим интересом начинает участвовать в том, что младенец де­лает с предметами. Ее общение также становится опосредованным предметами, предлагаемыми ею младенцу или получаемыми от него.

После этого переходного периода мы наблюдаем новую форму общения — вторичную интерсубъективность. Она представляет собой тройственную и кооперативную игру по поводу тех или иных вещей. Это уже не просто непосредственный контакт, эмоциональный контакт двух партнеров. Их общение имеет внешнюю направлен­ность. В начале этого периода содержание общения чаще всего уста­навливается спонтанно самим младенцем. Позднее младенец начи­нает с большим удовольствием получать новые импульсы к развитию этой активности от взрослого. Другими словами, к концу первого года младенец естественно оказывается в роли ученика, тогда как мать в свою очередь становится учителем» (Триварзен, 1978, с. 127).

24. Подробный анализ значения этого понятия можно найти в работе Дж. Флейвелла (1967).

25. Английская идиома в оригинале имеет несколько иное зна­чение: «Out of sight out of mind».

26. «Бритвой Оккама» называют один из принципов научного объяснения, выдвинутый средневековым английским философом-схоластом У. Оккамом. Согласно этому принципу, «сущности не сле­дует умножать без нужды».

27. Дети с тяжелыми дефектами опорно-мышечного аппарата, вызванными приемом матерями во время беременности препарата Thalidomide. Это средство против бессонницы было распространено в начале 6О-х годов в ряде западных стран.

28. В одной из работ (Грач, 1975) с позиций теории Ж. Пиаже была предпринята попытка критики взглядов Т. Бауэра на процес­сы развития представления о предмете. Свои взгляды на закономер­ности психического развития в онтогенезе Т. Бауэр еще раз систе­матизировал в вечерней лекции на 21-м Международном психоло­гическом конгрессе (см.: Бауэр, 1978).

локализация предмета – предыдущая | следующая –