canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Интеграция, обновление и равновесие. Процесс прогрессивной диф­ференциации и интеграции.

I. 3. Теории юности в зарубежной психологии (интеграция)

Другой вариант биогенетической концепции разрабатывал­ся представителями немецкой «конституциональной психоло­гии». Так, Э. Кречмер и Э. Иенш, разрабатывая главным обра­зом проблемы типологии личности на основе некоторых био­логических факторов (тип телосложения и т. п.), предположи­ли, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то связь. Э. Кречмер считал, что всех людей можно расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный (легко возбудимый, непо­средственный, крайне неустойчивый по настроению), а на дру­гом— шизоидный (замкнутый, неконтактный, эмоционально скованный) типы. Последователь Кречмера К. Конрад пред­положил, что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям: предподростковый возраст с его бурными вспышка­ми является преимущественно «циклоидным», а юность с ее тягой к самоанализу — «шизоидным» периодами. Насколько трудной и болезненной будет юность, зависит, с этой точки зрения, от степени совпадения биологически заданных личностных свойств и свойств соответствующей фазы развития. Юность шизоидной личности протекает сложно и болезненно, поскольку возрастные свойства ее усугубляются индивидуально-типологи­ческими, а циклоидная личность переживает юношеские тревоги в мягкой, ослабленной форме, свойства возраста уравновеши­ваются ее типологическими свойствами. В отличие от Кречмера, Иенш фиксирует внимание уже не на телосложении, а на разли­чиях в уровне интегрированности психических процессов лич­ности.

В. Целлер (ФРГ) в книге «Конституция и развитие» (1952) считает связующим звеном между психическим и соматическим развитием изменения в строении тела ребенка и их осознание. Идея синхронности соматического и психического развития ле­жит в основе разработанных Целлером тестов определения «школьной зрелости», т. е. степени готовности ребенка к школь­ному обучению.

Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимозависимости физического и психического развития. Это имеет важное значение для психо­физиологии. Однако попытки понять закономерности развития психики исходя только из биологических законов, естественно, не увенчались успехом. Они недооценивают роль социальных факторов развития и переоценивают его единообразие. В боль­шинстве случаев типичный для биогенетического подхода акцент на органическом характере процесса развития сочетается с ка­кими-то другими положениями.

Такова, например, концепция известного американского пси­холога А. Гезелла. Как и Холл, Гезелл ориентируется на био­логическую модель развития, в которой чередуются циклы обновления, интеграции и равновесия. «Рост» и «развитие» для Гезелла синонимы, обозначающие процесс прогрессивной диф­ференциации и интеграции способов поведения. Признавая факт культурных влияний, Гезелл подчеркивает, что «культура моду­лирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденций раз­вития». Как ни важно обучение и приобщение индивида к куль­туре, влияние аккультурации никогда не может пересилить вли­яние созревания.

Юношеский возраст, т. е. переход от детства к взрослости, продолжается, по Гезеллу, от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (от 11 до 16). На основании дли­тельного (12-летнего) изучения 165 подростков Гезелл подробно описывает особенности биологического созревания, интере­сов и поведения детей каждого возраста. Десять лет, по Гезеллу, это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко вос­принимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма; ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, час­тая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против ро­дителей. В 12 лет турбулентность частично проходит, отно­шение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно — влияние сверстников. Главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. Ведущее свойство 13-летнего — обращение внутрь, под­росток становится более интровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе; соматические сдви­ги усиливают и без того частые колебания настроений.

В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток экспансивен, энергичен, общителен, возрастает его уверенность в себе, а также интерес к другим людям и различиям между ними; он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать себя с другими, активно идентифицируется с героями кино и литературы, узнавая в них собственные черты. Сущность 15-летия, пишет Гезелл, невозможно выразить в единой фор­муле, так как быстро нарастают индивидуальные различия. Новообразования этого возраста — рост духа независимости, ко­торый делает отношения подростка в семье и в школе весьма напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочета­ется с ростом самоконтроля и началом сознательного самовос­питания. Все это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям.

«закон рекапитуляции» – предыдущая | следующая – биогенетический подход

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика