Агрессия в детском возрасте (продолжение)

Автор статьи: детский психолог Сутулина Анна.

Статистика показывает, что в дошкольном возрасте (3-6 лет) около 55% детей проявляют элементы агрессивного поведения. В данном случае психологи, как правило, говорят об инструментальной агрессии, то есть агрессия является для ребёнка средством, инструментом достижения какой-либо цели. При этом цели действия не враждебны, у ребёнка нет желания причинить вред другому, но средства достижения этих целей не всегда бывают корректны. Рассмотрим кратко те ситуации, в которых ребёнок проявляет элементы агрессивности:

 

  • стремление получить желанный предмет (чтобы обладать нужной игрушкой, некоторые дети прибегают к прямому насилию над сверстниками).
  • привлечение к себе внимания сверстников (мальчик вырывает книгу у девочки или разбрасывает игрушки)
  • ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство (ребёнок открыто смеется над неудачами сверстника)
  • стремление быть главным

 

Почему же столь маленькие дети используют агрессивные действия для достижения своих целей? Дело всё в том, что дети в этом возрасте ещё не владеют достаточной компетентностью в общении, навыками социального взаимодействия, разрешения конфликтных, спорных ситуаций. Их отличает ещё высокий уровень эгоцентризма, неспособность встать на позицию другого человека, понять его чувства, намерения, переживания, боль. Кроме того, в дошкольном возрасте отмечается ещё низкий уровень произвольности поведения, самоконтроля, что является нормой для данного этапа развития. Поэтому не стоит пугаться, если Ваш ребёнок демонстрирует элементы агрессивности, а скорее стоит подумать о том, как можно скорректировать эту негативную модель поведения, как помочь ребёнку овладеть своим поведением и приобрести навыки эффективного общения.

Можно выделить следующие направления в работе с ребёнком, проявляющим элементы агрессивности в поведении:

  1. Введение норм и правил поведения в доступной и понятной для ребёнка данного возраста форме, формулирование требований и запретов в спокойной обстановке с объснением, почему нужно вести себя именно таким образом. При этом требования и запреты должны быть постоянны (нельзя допускать того, что сегодня они есть, а завтра становятся необязательными для выполнения) и применимы ко всем членам семьи (если запрет на агрессию формулируется в адрес ребёнка, но при этом в общении между собой родители  нередко допускают резкие, агрессивные высказывания, то данный запрет теряет свою силу и становится бессмысленным для ребёнка).
  2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении. Родители могут обучать своего ребёнка приёмам общения, проигрывать с ним сложные ситуации, объяснять как можно поступить, что ему на это могут ответить, к каким последствиям это приведёт.
  3. Наблюдаемые проявления агрессии необходимо сразу же блокировать
  4. Возможно применение наказаний в том случае, если ребёнок проявляет элементы агрессии в общении. Это может быть наказание естественными последствиями, временное лишение ребёнка чего-либо значимого для него (просмотр мультфильмов, телепередач, лишение подарков и т.п.). При этом стоит помнить, что негативной оценке могут подвергаться поступки ребёнка, но не его личность. Негативные оценки личности ребёнка («ты плохой!», «ты злой!») приведут к негативному самоощущению у ребёнка, низкой самооценке, чувству тревожности, что может только усилить агрессивные проявления в адрес других людей.
  5. Обучение ребёнка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.
  6. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих.
  7. Развитие осознания собственных эмоций и чувств других людей
  8. Развитие позитивной самооценки, эмоциональная поддержка ребёнка, создание условий защищённости и безопасности в семье.

Основной и ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, именно в ней происходит эмоционально-личностное и познавательное развитие ребёнка, именно она содержит в себе максимальный развивающий потенциал, а также является способом коррекции негативных поведенческих проявлений. Групповая игротерапия является эффективным методом работы с агрессивными проявлениями в детском возрасте. Игротерапия помогает преодолеть трудности, связанные с низким уровнем коммуникативной компетентности, несформированностью коммуникативных действий и операций, неумением согласовывать свои действия с партнера­ми. Также данный вид терапии позволяет скорректировать трудности произвольной регуляции поведения и деятельности, трудности осознания собственных эмоциональных реакций и чувств других людей, неспособность к правильному эмоциональному отреагированию. Игротерапия позволяет ребёнку в интересной и увлекательной для него форме овладеть социальными нормами и правилами, сформировать представление о социально одобряемых формах взаимоотношений.

детская агрессивность – предыдущая | следующая – агрессивные тенденции в поведении ребенка

Вернуться в раздел “Психология каждому”

Записаться на прием к детскому психологу Сутулиной Анне.