canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Переход ведущего звена функциональной системы к другой зоне мозга. Ведущей причиной ряда расстройств могут быть микроорганичес­кие повреждения мозга

Глава 15. Некоторые итоги анализа нарушений психических функций в клинической нейропсихологии детского возраста

Патологическое развитие, как было показано выше, может обуславли­ваться органическими повреждениями мозга, носящими локальный (очаговые повреждения) или системный характер (черепно-мозговые травмы, эпилепсия), нарушениями морфо- и функциогенеза отдельных мозговых структур или мозга в целом, связанными с минимальными мозговыми повреждениями мозга или генетическими факторами (неспособность к обучению, СДВГ, аутизм, психопатии, эпилепсия).

Наличие повреждений в работе нервной системы выступает тем первичным дефектом, на основе которого возникают разные виды па­тологического развития.

Нарушения психического развития и поведения, возникающие в ре­зультате этих поражений мозга, можно рассматривать с позиции теории функциональных систем и системогенеза.

При органических повреждениях мозга первичные дефекты связа­ны с выпадением тех или иных компонентов функциональных систем.

В этом случае последующее развитие связано с перестройкой функ­циональных систем, при которой работа поврежденного звена должна компенсироваться за счет включения в состав функциональных сис­тем мозга других менее специализированных (по сравнению с выпав­шим звеном) его отделов. Происходит изменение морфологической архитектуры функциональных систем.

Такая компенсация будет определять специфику текущего мозго­вого обеспечения психических функций и специфику тех новообразо­ваний, которые будут формироваться при переходе к последующим стадиям психического развития.

Смена иерархии связей между различными компонентами функци­ональных систем и функциональными системами в этом случае будет обуславливаться тем, какое место в иерархической структуре внутри- или межфункциональных связей занимало выпавшее звено.

Если выпавшее звено к моменту повреждения уже взяло на себя ведущую роль в структуре функциональной системы, то это, как пра­вило, приводит к тяжелым последствиям (например, нарушение рано формирующейся перцептивной сферы у детей при поражениях пра­вого полушария).

Другая картина должна возникать, когда выпавшее звено, в силу своей незрелости, не выполняет ведущей роли в функциональной сис­теме. Здесь возможности компенсации, перехода ведущей роли от по­врежденного отдела к другому становятся высокими (например, при нарушениях речи в раннем детстве, когда имеются повреждения лево­го полушария).

В первом случае становится необходимой перестройка с образова­нием новой морфофункциональной архитектуры системы. Вероятно, это вызывает трудности в связи с уже сложившейся жесткой иерархи­ческой взаимосвязью различных компонентов функциональной сис­темы. Требуется перестройка всех связей в системе для их замыкания на новый ведущий центр.

Во втором случае до определенного возраста эти трудности преодо­лимы, поскольку ведущий компонент функциональной системы еще не встроен жестко в иерархию внутрифункциональных взаимосвязей. Остается та или иная степень свободы компенсаторного поиска дру­гого компонента, который возьмет на себя эту роль.

Переход ведущего звена функциональной системы к другой менее специализированной зоне мозга (например, как в случае викариата при речевых нарушениях, связанных с поражением левого полуша­рия) приводит не только к снижению функциональных возможностей всей системы, но и к определенному перераспределению функций других зон мозга.

Это проявляется в явлении «обкрадывания», снижении возможно­стей других систем, которые не могут в полной мере опираться на «занятую» в результате перестройки зону мозга (Симерницкая Э. Г., 1985). Так, например, показано, что различные речевые нарушения могут сопровождаться определенным дефицитом в зрительно-перцептивной сфере (Чурсина Н. П., 2005), что может свидетельствовать об определенной «перегрузке» правого полушария.

Ведущей причиной ряда расстройств могут быть микроорганичес­кие повреждения мозга, которые не приводят к полному выпадению той или иной высокоспециализированной зоны мозга, выступающей компонентом функциональной системы. Это может привести к сни­жению функционирования органически сохранных в целом мозговых отделов и к мозговым дисфункциям.

Такие нарушения, вероятно, не ведут к перестройкам, связанным со сменой морфологической архитектуры функциональных систем. В этом случае возникает функциональная недостаточность в пределах тех систем, которые включают отстающее или неправильно функцио­нирующее звено. Функциональная недостаточность будет сопровож­дать работу как самого поврежденного звена системы, так и тех звень­ев, которые находятся в тесной взаимосвязи с ним. Это приводит к парциальной недостаточности в развитии определенных психичес­ких функций или к нарушению тех форм поведения, для которых дефицитарная функциональная система играет ведущую роль в иерар­хии межсистемных связей всех тех функциональных систем, которые обеспечивают данную форму поведения.

 

гиперактивность, дефицит внимания, тики – предыдущая | следующая – психическое развитие в детском возрасте

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога

Яндекс.Метрика