19.3.3. Фиксированные батареи тестов (Fixed-Battery Approaches)

Фиксированные батареи нейропсихологических тестов ориентирова­ны на оценку функций головного мозга посредством использования инвариантного набора методик, для которого существуют валидные нормы. Используемый набор тестов не привязан ни к особенностям определенного пациента, ни к конкретной клинической гипотезе. Напротив, идея заключается в том, чтобы провести как можно больше методик с каждым отдельным пациентом. При этом, существующие стандартизированные базы данных позволяют выделить и сравнивать между собой различные нозологические группы.

Наиболее распространенными примерами данного подхода, направ­ленными на исследование детей, считаются HRNB (Нейропсихологи­ческая батарея Халстед — Рейтан) и Luria-Nebraska Neuropsychological Battery – Children’s Revision (LNNB-CR).

Существует две версии батареи Халстед-Рейтан для детей: одна из них — Reitan-Indiana Neuropsychological Test Battery for Children — разработана для обследования детей от 5 до 8 лет, другая — Halstead Neuropsychological Test Battery for Children — для 9-14 лет. Для удоб­ства, однако, обе батареи обычно называют HRNB — для детей млад­шего и старшего возраста соответственно. Сравнительный набор тес­тов, включенных в эти батареи, приведен в табл. 19.1. В подавляющем большинстве случаев, наряду со специфически нейропсихологическими методиками, проводятся тесты интеллекта Д. Векслера (Wechsler Intelligence Scale for Children (WISC-III)) для соответствующего возраста (Wechsler D., 1997).

Таблица 19.1

Список тестовых процедур, включенных в HRNB, для детей младшего

(5-8 лет) и старшего (9-14 лет) возраста

9-14 лет 5-8 лет
Lateral Dominance Examination (тест на функциональные асимметрии)Aphasia Screening Test (тест на афазию)

Category Test (168 items) (тест категорий (168 единиц))

Tactual Performance Test (тест на тактильное восприятие)

Sensory-Perceptual Examination (сенсорно-перцептивный тест)

Grip Strength Test (тест исследования силы сжатия)

Finger Oscillation Test (тест пальцев)

Trial Making Test (тест на переключение внимания) Marching Test (тест на оценку скорости зрительного поиска, внимания и переключения)
Speech-Sound Perception test (тест на восприятие звуков речи) Color Form Test (тест цвета и формы)
Seashore Rhythm Test (тест Seashore на восприятие ритмов) Progressive Figures Test (тест прогрессивных матриц)
Matching Pictures Test (тест сравнения рисунков)
Target Test (тест «мишень»)
Individual Performance Test (тест на оценку зрительно- пространственного восприятия и конструктивной деятельности)

 

Хотя результаты обследований, полученные при использовании HRNB, позволяют диагностировать наличие мозговой патологии, по­пытки локализовать очаг поражения с помощью этих методов не име­ли особого успеха. Одним из основных ограничений батареи, кроме этого, является отсутствие детального анализа речевых и мнестических процессов (Williams М. A., Boll Т. J., 1997).

Детская версия батареи нейропсихологических тестов Лурия — Не­браска (LNNB-CR) была разработана С. J. Golden (1981) для тес­тирования детей 8-12 лет. Батарея включает в себя 149 подтестов, распределенных по 11 шкалам (моторная, ритмическая, тактильная и зрительная шкалы, шкала восприятия речи, шкалы экспрессив­ной речи, письма, чтения, арифметики, памяти и интеллектуальных процессов). Три дополнительные шкалы: патогномоническая, а так­же левая и правая сеисомоторнгяе позволяют дифференцировать нор­му и патологию. В данном случае наличие высоких (по сравнению со стандартизированными средними данными) показателей по двум из трех шкал интерпретируется как индикатор поражения мозга. Тесты, составляющие батарею, отличаются простотой и направле­ны на оценку отдельных компонентов сложных психических функ­ций, что, как считается, заимствованно из Луриевского подхода.

Сравнительный анализ результатов обследования при помощи обе­их батарей показал их сопоставимость и согласованность в выявлении нейропсихологического дефицита. При этом надо отметить, что LNNB занимает в два раза меньше времени, чем HRNB. Однако существен­ным недостатком LNNB является отсутствие тестов, направленных на оценку функций лобных долей (Hynd G. W., et al, 1986).

 

методы нейропсихологии – предыдущая | следующая – исследование детей

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога