canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Этапы психокоррекции страхов у детей с аутизмом с помощью арт-терапии.

Этапы психокоррекции страхов у детей с аутизмом с помощью арт-терапии

В Русском музее я пыталась привлечь внимание детей к картинам. Например, картина А. А. Иванова «Явление Христа народу» произвела сильное впечатпение на многих, особенно старших, детей. Илья, 16 лет, долго рассматривал картину и несколько раз повторил фразу: «Христос воскрес». В залах с очень сильным освещением дети испытывали некоторый дискомфорт, отвлекались на свет, закрывали глаза. Особый интерес вызвали у детей картины А. И. Куинжди «Ночь на Днепре», И. И. Левитана «У омута», картины А. А. Иванова на библейские темы. После экскурсий я приносила на каждое занятие альбомы с репродукциями, и мы с детьми вспоминали увиденные в музеях картины. Родителям также было рекомендовано рассказывать детям о картинах, показывать диапозитивы и репродукции. Следует подчеркнуть большой интерес детей с аутизмом, даже первой и второй групп, к таким занятиям.

В отечественной психологии методы арт-терапии используются и в коррекции, психических заболеваний у взрослых [Бурно, 1989; Хайкин, 1992] и неврозов у детей [Захаров, 1995]. В работах авторов подчеркивается высокая эффективность арт-терапии в коррекции страхов у детей и подростков.

Занятия на основе арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. На структурированных занятиях тема рисования предлагается психологом. После окончания выполнения рисунков они обсуждаются совместно с детьми. В случае неструктурированных занятий дети самостоятельно выбирают тему. С детьми с аутизмом следует использовать обе формы занятий.

В процессе работы с аутичными детьми на основе метода арт-терапии мы выделили несколько этапов.

На первом, установочном, этапе детям предлагается нарисовать то, что они хотят. В процессе рисования психолог наблюдает за действиями детей, анализирует особенности графических движений, качество рисунков, мотивацию детей к рисованию, специфические поведенческие реакции. По окончании выполнения детьми рисунков психолог анализирует в группе детей их рисунки, даже если они представлены лишь хаотичными штрихами или отдельными каракулями. Рисунки располагаются на специальной доске. Это активизирует детей с аутизмом и способствует формированию интереса к рисованию.

На втором этапе занятий детям предлагается рисовать красками. Психолог показывает краски, погружает руку ребенка в них и затем прикладывает ее к чистому листу бумаги, а также водит пальцем по бумаге в вертикальном, горизонтальном направлении или по кругу. Обычно эти занятия вызывают позитивный интерес, особенно у детей с тяжелой степенью аффективной патологии. При выполнении заданий дети заметно оживляются, издают звуки и достаточно продолжительное время сосредоточиваются на задании. После окончания рисования проводится обсуждение рисунка и поощрение каждого ребенка.

На третьем этапе занятий детям со средней степенью тяжести аффективной дезадаптации предлагаются тематические рисунки, например: «Я гуляю», «Я кушаю», «Я рву бумагу», «Я купаюсь в ванне» и пр., а также рисунки на тему имеющихся страхов: «Что мне снится страшного», «Чего и кого я боюсь»,

«Мой самый страшный день» и пр. Каждый рисунок обсуждается с ребенком в группе и также поощряется (выставляется на специальную доску).

Занятия четвертого этапа направлены на устранение страхов. Психолог совместно с родителями ребенка составляет список страхов, затем предлагает ребенку нарисовать их. Дети рисуют свои страхи дома и приносят рисунки на занятия. В процессе анализа детского рисунка психолог каждый раз выражает одобрение, вызывая у ребенка гордость за выполненное задание.

Спустя несколько дней психологу необходимо провести индивидуальное обсуждение рисунков с ребенком. Он последовательно показывает ребенку его рисунки и задает вопрос: «Боишься ли ты нарисованного… (дьявола, поезда и пр.)?» Отрицание ребенка обязательно необходимо закрепить похвалой. Если ребенок напрягается, волнуется при рассматривании рисунков собственных страхов, можно предложить ему вырезать страх из рисунка.

Пример

Даша вместе с психологом вырезала дьявола из готового рисунка, положила его около себя и стала двигать его из стороны в сторону. Психолог приговаривала: «Дьявол, мы тебя не боимся, ты не страшный, мы с тобой играем».

В отдельных случаях можно предложить ребенку «уничтожить» нарисованный страх. Например, разрезать на кусочки рисунок, порвать его и выкинуть в урну или сжечь. Однако такой прием мы не рекомендуем использовать часто, так как любой рисунок ребенка — это продукт его деятельности, и его уничтожение может вызвать у ребенка негативную реакцию. Целесообразнее предложить ребенку нарисовать оставшиеся у него страхи снова.

На заключительном этапе можно предложить ребенку нарисовать то, чего он уже не боится. Такая установка является дополнительным стимулом к преодолению страха.

Следует еще раз подчеркнуть, что важным принципом арт-терапии детей с аутизмом является обязательное одобрение и принятие всех продуктов изобразительной деятельности ребенка, независимо от их содержания, формы и качества.

Арт-терапия как метод коррекции страхов у детей с аутизмом – предыдущая  | следующая – Музыкотерапия в системе психологической коррекции страхов у детей с аутизмом

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

 

 

Яндекс.Метрика