canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмом. Программа Мамайчук формирования графических навыков у детей с аутизмом

Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмом

Таблица 15 Оценка уровня развития графических умений

 

Оценки Уровень развития графических умений Особенности качества изображений
0 Не умеет правильно держать карандаш, наносит на бумагу неопределенные линии Изображение отсутствует или проводятся линии и точки, не имеющие сходства с объектом
1 Умеет правильно держать карандаш и располагать руку при рисовании; проводит вертикальные и горизонтальные линии по опорным точкам Изображение напоминает символический рисунок, имеющий отдельные элементы, сходные с объектом
2 Умеет регулировать движения в соответствии с задачей изображения, то есть правильно регулирует: а) силу нажима; б) амплитуду; в) темп рисовальных движений (изменяет его по инструкции) В рисунке передается строение основной формы образца, но без некоторых существенных элементов
3 Умеет изменять направление графических движений: проводит линии, образующие угол, не отрывая карандаша от бумаги, совершает дугообразные движения В рисунке достаточно верно и полно воспроизводится строение основной формы и дополнительных деталей образца, но неучитывается размер фигуры
4 Графические движения соразмеряет с заданной длиной или высотой отрезка, рисует короткую или длинную линию по словесной инструкции и по образцу Изображение с сохранением размера заданной фигуры
5 Движения соизмеряет с высотой и формой заданных изображений предметов, рисует прямоугольники с образца-рисунка, большой и маленький круг и квадрат по словесной инструкции и по образцу Изображение с сохранением размера и объема заданной фигуры

 

Здоровые дошкольники успешно справляются с первыми тремя заданиями, а отображение в рисунках размера фигур еще вызывает у них некоторые затруднения. Рисунки детей с тяжелой формой аффективной патологии отличаются от рисунков их здоровых сверстников, как по качеству изображения, так и по технике рисунка.

Мы проводили специальные занятия по формированию графических навыков у детей с аутизмом по программе, разработанной нами для детей с церебральным параличом, но модифицированной для данной клинической группы. [Мамайчук, 1976]. Занятия были разделены на четыре основных этапа.

Первый этап формирования графических навыков у детей-аутистов

Цель. Обучение элементарным графическим навыкам, развитие умения проводить прямые линии в вертикальном и горизонтальном направлении по опорным точкам.

Материал. Цветные граненые карандаши или фломастеры, альбом для рисования. (Если ребенок с аутизмом отказывался работать с карандашом, мы предлагали ему доски, обмазанные пластилином, или ребенок обмазывал палец краской и рисовал с помощью него.)

Руководство. Психолог или педагог показывает ребенку, как правильно держать карандаш, располагать руку в процессе рисования.

Задания

1.   Рисование «ниточек» по опорным точкам в вертикальном направлении (рисование разноцветных, коротких, длинных отрезков).

2.   Рисование «дорожки» по опорным точкам в горизонтальном направлении (короткие, длинные отрезки).

3.   Рисование геометрических фигур по опорным точкам: квадрат, треугольник, ромб и др.

4.   Рисование дома с забором и деревом по опорным точкам.

Методические требования к занятиям первого этапа

1.  Опорные точки наносятся на бумагу до занятия.

2.   На первых занятиях следует обращать внимание детей на правильное расположение карандаша в руке и положение руки в процессе рисования.

3.  Занятия по рисованию рекомендуется проводить в небольшой группе (по 2—3 человека).

4.   Продолжительность и количество занятий должны варьироваться в зависимости от динамики формирования графических умений у ребенка.

5.   Рекомендуется поощрять ребенка за успешное выполнение заданий, а также даже за минимальную активность. Рисунок ребенка следует повесить на видное место и на последующих занятиях обращать его внимание (а также внимание других детей, если занятия проводятся в группе) на результаты предыдущей работы.

После того как дети овладеют элементарными изобразительными движениями, рекомендуется формировать у них изобразительные движения по следующим параметрам: скорости, направлению, темпу, амплитуде.

Второй этап формирования графических навыков у детей-аутистов

Цель. Обучение произвольному управлению графическими движениями.

Материал. Альбом для рисования, утолщенные граненые карандаши, фломастеры, трафареты, изготовленные из пенопласта или картона, изображающие геометрические фигуры и фигуры животных.

Руководство. Педагог показывает ребенку, как укреплять трафарет, обводит контур фигуры и затем закрашивает ее. При обведении контура фигуры движения должны быть медленными, а при закрашивании — быстрыми.

Задания

1.   Рисование и окраска по трафаретам квадрата и прямоугольника.

2.   Рисование и окраска по трафаретам круга и овала.

3.  Рисование и окраска по трафаретам треугольника и ромба.

4.  Рисование и окраска по трафаретам флажков, неопределенных фигур разной величины.

5.  Рисование и окраска по трафаретам фигур животных.

Методические требования к запятиям второго этапа

1.  Необходимо следить за тем, чтобы дети обводили контур фигуры медленно, а закрашивали фигуры быстрыми, размашистыми движениями.

2.  Окраску необходимо проводить в соответствии с формой фигуры. Например, круг необходимо закрашивать круговыми движениями, а квадрат прямыми линиями, треугольник — наклонными.

3.  Обязательно следует научить детей произвольно регулировать силу нажима.

4.  Перед началом рисования предварительно совместно с ребенком должен проводиться анализ фигуры трафарета. Необходимо учить детей обводить ее контуры указательным пальцем.

5.  В процессе занятия обязательно включать в работу вторую руку для удерживания трафарета на листе бумаги.

6.  Занятия должны проводиться в указанной последовательности. Рекомендуется вешать рисунки детей на видное место, поощрять их активность. Если дети по-прежнему отказываются рисовать карандашами и фломастером, можно им предложить рисовать пальцем, однако необходимо соблюдать указанные выше требования, а именно регулировать темп и силу нажима.

Коррекционные программы Семаго и Ульяновой – предыдущая  | следующая – Этапы формирования графических навыков у детей с аутизмом (продолжение)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

консультация психолога детям, подросткам, взрослым

 

 

Яндекс.Метрика