Попытки ответить на вопрос: какую функцию выполняют эмоции? — мы обнаруживаем уже в работах психологов-интроспекционистов. Титченер, например, рассматривал эмоции (чувства) как психические процессы, возникающие у человека в зависимости от того, какое значение имеют действующие на него раздражители. Прибегая к несколько наивной аналогии, он писал: «Представьте себе организм, существующий в виде студенистой массы, не слишком твердо держащейся на своем основании. Вся поверхность массы покрыта небольшими впадинами и расщелинами. Они изображают органы чувств — каналы, обеспечивающие доступ в сознание объектов и явлений внешнего мира. Каждый раз, когда раздражитель пробивается к одной из этих впадин, вся масса наклоняется, принимая при этом более или менее устойчивое положение. Психические процессы, сопутствующие этим наклонам, и есть чувства. Если наклон полезен для массы, возникает чувство удовольствия, если вреден — неудовольствия» (Titchener, IMIIU, с. 57-58).
Подобных представлений придерживался и Витвицкий, который отмечал, что у человека существует врожденная предрасположенность испытывать удовольствие при полезных воздействиях и страдание — при воздействиях, вредных для индивида, группы или вида (Witwicki, 1946). Отступая от классической интроспекционистской концепции, Витвицкий утверждал, что характерным свойством чувств является их «жизненная теплота», побуждающая к действию (с. 249). Чувства являются не только реакцией на то, что полезно или вредно, но еще и фактором, обусловливающим соответствующую деятельность. Однако следует отметить, что интроспективная психология мало интересовалась деятельностью человека и поэтому мысль о побуждающем характере чувств не получила в ней развития.
Эта идея была развита в так называемой гормической психологии, разработанной Мак-Дауголлом. Этот автор в своих рассуждениях исходил не из самих психических явлений, как интроспекционисты, не из отношений между стимулом и реакцией, как бихевиористы, а из факта целенаправленного поведения живых существ. Источник этой целенаправленности он видел в существовании «жизненного импульса» (horme), или влечения.
По мнению Мак-Дауголла, главным регулятором целенаправленного поведения животных и людей являются инстинкты. Каждый инстинкт состоит из трех компонентов: предрасположенности восприятию некоторых раздражителей, эмоции и предрасположенности к выполнению определенных действий. Побуждающая сила инстинкта заключена именно в среднем звене — в эмоции. Эмоция направляет индивида к определенным целям, она свидетельствует о возбуждении (актуализации) инстинкта.
Отдельным инстинктам соответствуют специфические эмоции (инстинкту бегства — эмоция страха, инстинкту борьбы — эмоция гнева, родительскому инстинкту — эмоция нежности и т. д.). Существуют также вторичные эмоции, возникающие вследствие одновременного проявления нескольких инстинктов (например, инстинктам любопытства и бегства соответствует эмоция, сочетающая черты удивления и страха). Мак-Дауголл выделял также производные эмоции, не связанные с отдельными инстинктами и зависящие от специфических представлений и мыслей, которые могут возникнуть при актуализации любого инстинкта, такие, например, как надежда, беспокойство, радость и т. п.
Эмоция содержит в себе импульс к действию. Однако то, как человек будет вести себя в конкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других психических образований — сложных чувств (sentiments). Чувства — это приобретенные (а не врожденные) психические структуры, это некоторые волевые тенденции. Они представляют собой индивидуальные тенденции к переживанию определенных эмоций и желаний в связи с некоторым конкретным объектом, возникающие вследствие опыта, который индивид приобретает по отношению именно к этому объекту (McDougall, 1950).
Теория Мак-Дауголла не получила большого распространения. Хотя его идеи и имели известный резонанс, оставив определенный след в ряде современных концепций, в качестве целостной системы они в психологии не привились. Возможно, это объясняется тем, что теория инстинктов в той грубой форме, в какой ее представил Мак-Дауголл, не могла быть согласована с накапливающимися эмпирическими данными, и прежде всего с так называемой теорией научения.
Гораздо большее влияние оказала концепция психоанализа, для которой исходным понятием также стал не «человек переживающий», а «человек действующий».
В психоанализе эмоции являются главным героем. Чтобы изложить психоаналитическую теорию эмоций, нужно было бы, в сущности, изложить почти всю доктрину психоанализа в целом. Поэтому здесь мы наметим эту концепцию лишь в самых общих чертах.
Эмоции являются основным регулятором действий человека. Эмоции — это психические процессы, или специфический вид функций, природа которых как самим Фрейдом, так и его последователями определялась по-разному. Источником эмоций являются прежде всего биологические влечения, вместилище которых было названо «оно». По мере развития контактов с окружением эмоции начинают «связываться» с определенными объектами внешнего мира (катексис), благодаря чему эти объекты приобретают ценность для субъекта. Контакты с внешним миром определяют также и другой результат: возникновение механизмов, ограничивающих эмоциональные реакции и придающих им законченную форму, что в отдельных случаях приводит к вытеснению некоторых эмоции из сознания. Процесс вытеснения происходит благодаря возникновению эмоции тревоги; в результате вытеснения нарушается связь некоторых эмоциональных процессов с другими сферами личности, что иногда вызывает психические расстройства (например, невротические симптомы).
В результате взаимодействия с внешним миром возникают также новые психические образования, репрезентирующие в психике индивида требования общества («сверх-я»). Действие этих образований способно породить многие эмоциональные явления (например, угрызения совести, чувство гордости, вины, стыда).
Таким образом, в основе психоаналитической концепции лежат следующие положения:
источники эмоций: они коренятся в биологических функциях человека; в процессе развития формируются новые психические образования, которые также могут стать мощным источником разнообразных эмоций;
роль эмоций: эмоции регулируют действия человека; то, как эти действия будут совершаться, зависит от актуального сочетания эмоциональных сил; неправильное протекание эмоциональных процессов является источником психических расстройств (неврозов, психозов); связь эмоций с другими процессами: в начале своего развития человек полностью подчинен коренящимся в «оно» эмоциям и влечениям (руководствуется принципом удовольствия). Затем постепенно развиваются психические процессы: восприятие, память, мышление, или «я», которые становятся инстанцией, регулирующей эмоции; человек начинает руководствоваться принципом реальности; возможно (как утверждается в некоторых последних психоаналитических работах), «я» тоже может быть источником некоторых влечений и эмоций (см. Hartmann, 1959).
Для психоаналитического мышления характерно использование весьма свободных, несистематизированных и недостаточно определенных понятий и утверждений, которые из-за образности языка, изобилующего гипостазами и метафорами, напоминают скорее художественный текст, чем научную концепцию. До самого последнего времени положения психоанализа (хотя они и оцениваются как интересные и содержащие много точных наблюдений) не удавалось согласовать с утверждениями так называемой академической психологии. И лишь совсем недавно некоторые принципы и понятия психоанализа были включены в систему психологической теории (Dollard, Miller, 1950).
Психоаналитические теории подвергались резкой критике за попытку ввести в науку утверждения сомнительного и просто антинаучного характера, за то, что развиваемая в них концепция человека не согласуется с новейшими данными естественных и общественных наук. Такой критике подвергли ее, в частности, советские психологи, которые свою концепцию психики (а вместе с тем и эмоциональных процессов) основывают на методологических принципах теории отражения.
Эмоциональные явления как вид физиологических процессов – предыдущая | следующая – Эмоции как форма отражающей и регулирующей функции мозга
Экспериментальная психология эмоций. Содержание