Яндекс.Метрика

Заключение

Настоящая монография является первым отечественным опытом обобщения мировой практики и данных собственных исследований в области комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по гражданским делам, связан­ным со спорами между родителями о воспитании детей, месте их жительства или порядке встреч с ними отдельно прожи­вающего родителя. Несомненно, научные исследования в этой сфере будут развиваться, но расширяющаяся судебная и экспертная практика требует уже сегодня научно обоснованных рекомендаций, необходимых психологам и психиатрам, уча­ствующим в судебно-экспертной защите интересов ребенка. Слишком велика цена некомпетентного судебного психолого-психиатрического экспертного решения, способного привести к судебным ошибкам и тем самым нанести непоправимый вред ребенку — объекту судебного спора между раздельно прожи­вающими родителями. Основные результаты нашего исследо­вания можно подытожить в следующих положениях.

При проведении КСППЭ по семейным спорам экспертное значение имеют судебно-экспертные понятия, представляющие собой клинико-психологическое содержание правовых норм, содержащихся в семейном законодательстве (психическое состояние, уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности ребенка; отношение ребенка к каждому из родителей, а также к другим членам семьи; способ­ность ребенка к выработке и принятию самостоятельных реше­ний о месте его проживания с учетом особенностей и уровня возрастного психического развития ребенка, а также влияния на его психическое состояние сложившейся конфликтной ситуа­ции; психическое состояние и индивидуально-психологические особенности каждого из родителей; особенности родительской позиции и стиля воспитания каждого из родителей; возможное негативное влияние психического состояния, индивидуально-психологических особенностей, стиля воспитания каждого из родителей на психическое состояние и особенности психиче­ского развития ребенка).

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза по искам об определении места жительства ребенка при раздель­ном проживании родителей, порядке общения ребенка с от­дельно проживающим родителем является особым видом су­дебной экспертизы в связи со специфическими экспертными задачами и характеризуется следующими признаками.

  • Совместное применение познаний в научной психо­логии и в психиатрии при разделении компетенции экспертов-психологов и экспертов-психиатров на раз­ных этапах проведения экспертизы.
  • Необходимость не только актуальной, но ретроспек­тивной и прогностической экспертной диагностики и оценки изучаемых явлений.
  • Не только диагностическим, но ситуационным характе­ром.
  • Наличием трех этапов экспертного исследования: инди­видуальная диагностика членов семьи — ситуационная диагностика семейных отношений — прогностическая клинико-психологическая оценка психического разви­тия ребенка.

Ситуация высококонфликтного развода может быть от­несена к особым психотравмирующим социальным ситуаци­ям (хроническое неблагополучие), с высоким риском форми­рования психических нарушений у детей, являющихся предме­том спора между родителями. Особенности внутрисемейного конфликта (его продолжительность, выраженность), а также степень вовлеченности детей в конфликт между родителями оказывают различное психотравмирующее влияние на детей в зависимости от их возраста, индивидуально-психологических особенностей, психического состояния.

Наибольший риск возникновения у ребенка психических нарушений в связи с конфликтной ситуацией в семье имеется в предразводный период.

Ситуация высококонфликтного развода приводит к осо­бым формам реагирования у детей: формированию психических расстройств, среди которых типичны расстройства поведения, эмоциональные расстройства, невротические и соматоформные расстройства, расстройства адаптации; изменению отношения к отдельно проживающему родителю на негативное и конфликт­ное, что само по себе создает значительный риск развития у ре­бенка психических и психологических нарушений.

Негативное, конфликтное отношение к родителю в си­туации развода может формироваться вследствие различных психологических механизмов. Во-первых, это негативный опыт взаимодействия с родителем в период совместного или раз­дельного проживания. Во-вторых, психологическое индуци­рование, которое может осуществляться в различных формах от отражения ребенком мнений и оценок значимых взрослых до активного настраивания ребенка взрослыми, с которыми он проживает. Психической индукции способствует, с одной стороны, естественная возрастная незрелость детей, их вну­шаемость; а с другой стороны, повышенная эмоциональная близость с проживающим совместно родителем. Необходимой предпосылкой для психологического индуцирования является охваченность проживающего с ребенком родителя враждеб­ностью в отношении бывшего супруга и нежелание оградить ребенка от вовлечения в семейный конфликт. В-третьих, не­гативное, конфликтное отношение к отдельно проживающему родителю может быть обусловлено вовлечением ребенка в ро­дительский конфликт

гражданское дело – предыдущая | следующая – экспертное заключение

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.