Яндекс.Метрика

2.3.1.Эфферентная моторная афазия (продолжение)

 

Синдром. Нарушение этого звена в структуре речи (или «кинетического фактора») ведет к дефектам реализации моторной программы высказывания, вследствие чего нарушаются все формы и виды устной экспрессивной речи: монологическая, диалогическая, автоматизированная, рядовая и т. д. В этом случае значительно больше нарушается произвольная осознанная речь и меньше — непроизвольная, ее автоматизированные формы. Так, больные с эфферентной моторной афазией легко могут произносить автоматизированные Ряды (например, порядковый счет) и рядовую речь с малым выбором альтернатив (например, «У самого синего…»), однако счет в обратном порядке (от 10 до 1) практически недоступен, т. е. минимальная произвольность уменьшает возможности устной речи.

При этой форме афазии резко выступает аграмматизм в форме нарушения конструкции фразы. Известный американский лингвист Р. Якобсон писал, что поражение передних областей мозга ведет к нарушению контекстного использования слов или к нарушению конструкции фразы. Поэтому при таком поражении чаще всего нарушается грамматическое оформление фразы, и прежде всего оказывается затрудненной актуализация тех слов, которые несут грамматические функции (частицы, местоимения), а также зависимых слов (глаголы, прилагательные); независимые слова (существительные) остаются более сохранными. Примером крайнего нарушения структуры фразы служит «телеграфный стиль», являющийся переходной формой нарушения речи между эфферентной и динамической афазиями (Лурия, 1947, 1948, 1969).

Далее нарушаются практически все функции речи, но прежде всего коммуникативная, больше в устной экспрессивной ее части, эмоционально-выразительная функция также нарушается из-за дефектов модуляции голоса, интонации и просодики речи. Другие функции речи страдают значительно меньше. Четко выступает симптом нарушения осознания последовательности звуков в слове и схемы фразы, последовательности слов внутри ее.

В синдром эфферентной моторной афазии входят также и нарушения чтения (алексия) и письма (аграфия), возникающие на основе того же механизма; нарушаются предметные действия (апраксия), но только те из них, выполнение которых требует кинетической организации движений, т. е. динамический праксис; нередко встречается и гипомимия (снижение подвижности мускулатуры лица).

Преодоление инертности стереотипов в речевой деятельности является одной из самых трудных задач в восстановительном обучении.

 

2.3.1. Эфферентная моторная афазия– Предыдущая | Следующая  –   2.3.2. Динамическая афазия