canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Дотягивание у детей. Особенности дотягивания.

Восприятие удаленности (до­тягивание)

Как рано они оказываются способными воспринимать удаленность с достаточной для контроля пространствен­ных действий точностью? Многие исследователи изучали развитие дотягивания. Результаты, по-видимому, гово­рят о том, что эта форма поведения, подверженная влия­нию процессов роста как в своей контрольной (перцеп­тивной), так и в своей эффекторион части, становится до­статочно точной лишь в очень позднем возрасте. Класси­ческим исследованием считается эксперимент Круикшанк (1941). Схематически ее эксперимент изображен на рис. 4.17. Круикшанк предъявляла младенцам два объекта разного размера на двух различных расстояниях и подсчи­тывала потом число протягиваний руки в направлении этих объектов. Она установила, что младенцы в возрасте от пяти до шести месяцев тянут свои руки к далеким объек­там, хотя они находились на расстоянии, исключавшем всякую возможность дотягивания. Поскольку они стре­мились достичь этих объектов, то их восприятие удален­ности объектов и / или их восприятие длины собственных рук должно было бы быть ошибочным.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.17. Схематическое изображение условии эксперимента Круикшанк (1941) по изучению дотягивания у младенцев. В условиях А и Б объекты занимают один и тот же угол зрения. Хотя объект в Б значительно больше, он отодвинут па пропорционально боль­шее расстояние, благодаря чему величина его ретинальной проек­ции совпадает с величиной ретниального изображения объекта в А. В этом эксперименте условия А и В вызывали примерно одинаковое число попыток дотягивании, тогда как условие В, в котором ма­ленький объект был помещен на большое расстояние, вызывало не­сколько меньшее число попыток.

Круикшанк (1941) и Брунсвик (1956) — ее главный интерпретатор — не сомневались, что ошибочным явля­ется именно восприятие удаленности. В самом деле, ни один из этих исследователей даже не упомянул, что возможная причина наблюдаемого поведения может заклю­чаться в неадекватном восприятии длины руки — уди­вительное упущение, если вспомнить, что проблемы, свя­занные с ростом, значительно более серьезны в случае руки, чем в случае глаза. Перед тем как перейти к реше­нию сложной проблемы разделения относительных вкла­дов восприятия руки и восприятия удаленности в оши­бочное поведение младенца, представляется целесооб­разным убедиться, действительно ли поведение младенца было таким ошибочным, как это вначале показалось. На­блюдавшееся протягивание руки могло не означать ничего ошибочного. Младенец мог протягивать свои руки по це­лому ряду причин, а вовсе не только для того, чтобы схватить предмет, находящийся в его поле зрения. Каким об­разом можно доказать, что наблюдающиеся в подобных экспериментах протягивания руки представляют собой попытки схватить предмет? Действительно, как можно убедиться, что протягивание руки в любых эксперимен­тах является подлинной попыткой дотянуться и схватить предмет, который в это время оказался в зрительном поле? Взрослый, показывающий на Луну, не собирается ее схватить. Как жест указания, так и действие дотягивания включают движение протягивания руки, поэтому нужно быть уверенным, что намерение протягивания руки со­стоит в дотягивании до предмета, а не в указании на него или в какой-либо другой активности. Все дело в том, что функционально различные действия строятся на основе одних и тех же поведенческих компонентов. Весьма рис­кованно делать вывод о присутствии некоторого действия по одному поведенческому компоненту, который может использоваться в целом ряде различных ситуаций.

Как убедиться в том, что младенцы в экспериментах Круикшанк действительно стремились дотянуться до далеких объектов? Одни из способов состоит в том, чтобы попытаться найти другие поведенческие компоненты, которые характерны для дотягивания. При обычном до­тягивании у детей в возрасте, изучавшемся Круикшанк, можно наблюдать предшествующие соприкосновению с предметом приспособления пальцев и сжимание пальцев одновременно с достижением предмета. Таким образом, можно было бы поискать в поведении младенцев эти дру­гие компоненты, которые присутствуют в ходе дотягива­ния до доступных ему предметов. Если их нет, то нельзя делать вывод, что младенцы пытались дотянуться до объектов. В этом случае было бы более разумным предположить, что протягивание руки свидетельствует о каком-то другом поведении. Не лишним было бы также пронаблюдать по­ведение детей после протягивания руки. Если младенцы пытались дотянуться до удаленных объектов, то протя­гивание руки обязательно было бы неудачным. Тогда можно было бы ожидать возникновения каких-то приз­наков огорчения или беспокойства от неудачи. Отсутст­вие беспокойства вместе с отсутствием приспособитель­ного по отношению к хватанию расположения пальцев, по-видимому, должно было бы означать, что речь идет не о дотягивании. К сожалению, эти наблюдения не были проведены ни в эксперименте Круикшанк, ни в других последующих исследованиях. Однако предварительные наблюдения, проведенные нами на нескольких испыту­емых, свидетельствуют о том, что у пятимесячных мла­денцев протягивание руки в направлении находящегося вне зоны досягаемости предмета не является подлинным дотягиванием. Протягивания руки не сопровождаются подготовкой пальцев, их завершение (без схватывания) не приводит к беспокойству, младенец склонен держать свою руку протянутой но направлению к предмету, и, наконец, эти попытки обычно сопровождаются «проси­тельными» восклицаниями. Эти движения руки можно интерпретировать как проявления жестов, направлен­ных на изменение поведения находящихся вблизи взрос­лых, а не как попытки достать предмет без чьей-либо по­мощи. Эту интерпретацию можно очень легко проверить.

изменение удален­ности – предыдущая | следующая – перцептивно-моторная координация

Психическое развитие младенца. Содержание.

Яндекс.Метрика