Яндекс.Метрика

Восприятие пространства (дистальные характеристики)

Проблема, описанная выше, возникает очень часто. Любой экспериментатор, целью которого является изуче­ние восприятия у младенцев на основе моторных реакций, сталкивается с проблемой точности его моторных коорди­нации. Двигательная система ребенка более, чем любой орган чувств, подвержена процессу роста. Остается только удивляться (мы к этому вернемся) точности двигательных реакций младенцев. Почему же мы основываем опыты на такой несовершенной системе? Разве нельзя было бы вос­пользоваться методиками различения, как, например, предлагает Муни (1965)? Можно научить ребенка давать условный ответ на звук, идущий справа, после закрепле­ния реакции можно ввести ничем не подкрепляемый звук слева. Если случайным образом чередовать правый и ле­вый звуки и при этом подкреплять только правый, то ре­бенок научится реагировать только на звук, идущий справа. Младенцы, как нам известно, способны вырабо­тать подобные реакции условного различения. Казалось бы, такой прием изучения возможностей восприятия будет более эффективен, нежели тот, который основывается на неизбежно ненадежных реакциях моторной локализации. Можно даже провести исследование по методике умень­шения привыкания (см. рис. 2.9). Для этого можно было бы вновь и вновь предъявлять звук справа от младенца, дождаться, пока младенец привыкнет к сигналу, перестав па него реагировать, а затем переместить звук налево и выяснить, произошло ли восстановление прежнего уровня реакций. Мы знаем, что маленькие дети обнаруживают привыкание к какому-либо повторяющемуся стимулу и проявляют некоторое оживление, когда стимулы меняют­ся [4]. Если все это может быть продемонстрировано с помощью изменения местоположения источника знука, то разве это не указывает на наличие способности, которую мы хотим изучить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.9. Эксперимент но методике снижения привыкания.

(A) Предъявление повторного звукового раздражителя справа от младенца вызывает движение глаз в эту сторону. Частота сердце­биений младенца также увеличивается.

(Б) Через некоторое время младенец привыкает к звуку: он пе­рестает смотреть в его направлении, а частота его сердцебиений становится нормальной.

(B) Однако если источник звука смещается влево, младенец обна­руживает возобновление интереса и вновь возрастает частота сердцебиений. Это освобождение от привыкания считается некоторыми исследователями доказательством способности локализовать источ­ник звука. Это предположение оспаривается в тесте.

К сожалению, на оба вопроса ответ должен быть отрицательным. Ни выработка, условного различения, ни опыт с уменьшением привыкания не выявляют имела ли место слуховая локализации. Допустим, ребенок с помощью слуха научается различать правый и левый звуки. О чем это говорит? Только о том, что он отличает правыый звук от левого на основании чего-то; мы, однако, не знаем, благодаря чеку он их различает. Возможно, ребенок основывается на расположении источника звука в пространстве — именно это нас и интересует,— a может быть, он различает их по последовательности звучания в своих ушах, без всякой локализации. Опыты по распознаванию устанавливают только сам факт распознавания и ничего не говорят о том, на основании чего оно проис­ходит. Не известно, происходит распознавание на основе воспринимаемых различий в дистальных характеристиках (то, что нас интересует) или на основе различий проксимальных раздражителей, опосредующих восприятие дистальных характеристик (см. рис. 2.10). При изучении восприятия пространства — в нашем случае локализации источника звука — мы должны опираться на дистально ориентированные реакции, в данном случае локализи­рующие ответы.

Это не означает, конечно, что методики различения не могут применяться для изучения локализирующих от­ветов. Предположим, что с помощью локализирующих ответов мы выясним, что дети не могут локализовать ис­точники звуков. Это может произойти из-за того, что они не способны в достаточной мере различать проксимальные раздражители, как могла бы считать Э. Дж. Гибсон (1969), а возможно, из-за неумения интерпретировать или деко­дировать воспринимаемые различия проксимальных раз­дражителей. В этом случае, чтобы решить, какое из двух предположений верно, необходим эксперимент на разли­чение.

локализирующие ответы – предыдущая | следующая – зрительно-моторная координация

Психическое развитие младенца. Содержание.